МААМ-картинки

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых

Татьяна Георгиевна Кантур
Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых

В современных дошкольных образовательных учреждениях в последние годы значительно расширился арсенал средств обучения, применяемых учителями-логопедами и воспитателями в работе. Качество современного коррекционно-образовательного процесса тесно связано с улучшением технологий и методов обучения и воспитания. Широкое применение технических средств обучения- одна из закономерностей, характеризующих современный учебный процесс. Развитие фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста является важной проблемой коррекционной педагогики. В ряде исследований установлено, что предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др., правильно сформированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Звуки поставленные у дошкольников автоматизируются и дифференцируются в неразрывной связи с другими видами деятельности: игровой, художественно-речевой, в компьютерных играх. Индивидуальная, подгрупповая и фронтальная коррекционная непосредственно образовательная деятельность с применением авторских игр и практических игровых упражнений очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают трудные звуки и играя переносят свои достижения в творческие игры. Детство дано для того, чтобы мы подготовили детей к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь начала в нем свое движение. Еще Ф. Шиллер заметил, два рода деятельности поднимают ребенка в высшие сферы духовной жизни – игра и искусство. Доказано, что в игре особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, необходимо чтобы игры были красочными, интересными и привлекали детей. Чем больше мы будем проводить тренировок, повторений в ходе знакомства с играми, тем больше ребенок будет испытывать наслаждение в игре и пытаться их возобновить и повторить действия.

Публикация «Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых» размещена в разделах

Роль игр велика, в ходе коррекционной НОД навыки детей совершенствуются. В игре ребенок не только упражняется, но и развивается. Известные психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин доказали, что только в игре развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности. Коррекционно-развивающие игры дают возможность:

1. Обеспечивать психологический комфорт детей во время НОД.

2. Повысить речевую мотивацию.

3. Развивать недостаточность фонематического слуха. 4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование. 5. Активизировать и развивать высшие психические функции.

6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала. Несомненно, можно утверждать, что авторские игры и практические игровые упражнения с использованием ИКТ - новый вид развивающего обучения. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка,но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Объект исследования: процесс развития фонетико-фонематической стороны речи детей 6-7 лет путём применения авторских игр и практических игровых упражнений с использование ИКТ.

Предмет исследования: педагогические условия развития фонетико-фонематической стороны речи детей 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования: процесс развития фонетико-фонематической стороны речи детей 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ может быть эффективным, если:-интегрировать коррекционную индивидуально-подгрупповую деятельность с авторскими играми и практическими игровыми упражнениями с использованием ИКТ;-разработать систему авторских игр и практических игровых упражнений на все группы звуков; -включать в совместную творческую деятельность детей и педагогов; -применять в повседневной жизни разнообразные активные формы, методы и приёмы (сказки,новые техники, беседы, устное народное творчество и т. д.)

ЗаЗадачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития фонетико-фонематической стороны речи дошкольников;-разработать методические приёмы по развитию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников;-проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы. Методологической основой исследования являются положения известных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теория о коррекционной и педагогической направленности процесса развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста (А. Н. Гвоздев, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина,Ф. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, Л. С. Волкова, М. Ф. Фомичева и др.);положения о применении технических средств обучения (С. И. Архангельский, А. А. Кузнецов, К. М. Тихомирова, Т. С. Назарова, А. В. Смирнов, Л. С. Зазнобина, С. Г. Шаповаленко). Новизна и теоретическая значимость исследования: раскрыты сущность и содержание развития фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ; -теоретически и экспериментально обоснована комплексная система средств, методов и форм развития фонетико-фонематической стороны речи детей 6-7 лет;-выявлена совокупность педагогических,коррекционных условий развития фонетико-фонематической стороны речи детей 6-7 лет посредством авторских и практических игровых упражнений с использованием ИКТ.

Публикации по теме:

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки [Т]-[Т’]. Буква Т» образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков [Т] и [Т']. Формирование умений различать звуки [Т] и [ТЬ']. Учить выделять заданный.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Презентация «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и игровых упражнений» 2 слайд Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.. Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых
Опубликовано: 23 января 2018 в 18:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД