Лучший педагог года

Технология Плейбек + как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Лариса Антонова
Технология Плейбек + как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Технология Плейбек + как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейных отношений, конфликтных ситуаций в подростковом социуме, порождает стереотипы асоциального поведения, иметь разрушительные последствия для личности человека в будущем, ведь усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни.

Публикация «Технология Плейбек + как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних» размещена в разделах

А можно ли научить подростка доносить свои мысли и чувства, научиться слышать то, что хочет передать тебе человек напротив?

Опыт работы с детьми разного возраста, включенными с 2018 года в театрализованную деятельность творческого объединения «Театр и мы», дает возможность утверждать, что для решения всех перечисленных ранее проблем можно использовать наработки из арсенала театральной педагогики.

Технология Плейбек+ включает в себя элементы театральной педагогики, Плейбек-театра, но не только.

Плейбек театр – театр импровизации и спонтанности. «Мы играем историю, возвращая ее тебе». «Playback» (англ.) – воспроизведение. Это пространство радости и творчества! Это театр, где зрители рассказывают свои истории, а актеры тут же разыгрывают их на сцене. Нет никаких заученных текстов и шаблонов! Только спонтанность и импровизация! Рассказчик из числа зрителей – главный герой спектакля! Каждый спектакль получается уникальным и неповторимым, он рождается «здесь и сейчас»! По желанию ребенок рассказывает свою историю. Ему дается свобода выбора формы повествования и манеры передачи. Для комфорта ребенок может занимать любое место на условном пространстве «сцены», на которой несколько стульев, ткани, «музыкальный» человек и актеры, одетые в темное, чтобы не отвлекать внимание зрителей от их лиц и рук. Спектакль ведет «режиссер» (человек, пользующийся доверием в подростковом коллективе: воспитатель, психолог, ребенок, который мотивирует зрителей на рассказывание историй, он же задает «актерам» формы для игры. О чем могут рассказать авторы? О чем угодно: дети делятся тем, что с ними сейчас происходит, что их волнует, вспоминают ситуации из прошлого, забавные эпизоды и даже рассказывают сны.

Автора внимательно слушают «актеры» (не более 3-4 человек из числа зрителей, которые на эти 15-20 минут по своему желанию объединяются в труппу). Задача «актера» – услышать рассказчика, понять его настроение, выбрать одну мысль, ту эмоцию, которая, по его мнению, является главной, близка ему или кажется наиболее интересной, и воспроизвести ее перед зрителями, при этом используя весь арсенал своих актерских умений и навыков, так чтобы зрители и сам автор оценили его игру. Когда каждый из актеров воспроизведет ту часть монолога автора, которая, по его мнению, является наиболее важной, получается уникальный мини-спектакль. На этом заканчивается Плейбек – театр.

Наша технология получила название «Плейбек+». «Актеры» не только должны воспроизвести слова, мысли, чувства «автора», они получили право высказать слова поддержки, свое мнение, показать свои эмоции (вербально или при помощи пантомимы) от услышанного, они получили право играть самих себя! Их сверхзадача – очень кратко, желательно в 1-2 предложениях ярко, эмоционально, доходчиво, используя весь свой актерский арсенал, выразить отношение к услышанному. Нам кажется, что это не менее важно и для автора, и для зрителей, и для самих актеров! Мы разработали систему жестов, ритуалы для объединения детей в труппу актеров, этикет поведения на сцене и в зрительном зале.

Нет секрета, что каждый из нас имеет свою собственную историю происхождения, рождения и становления. Во все эти этапы мы по-разному переживаем кризисы, которые сопровождаются своими переживаниями. Эти мини-драмы и служат отправной точкой всего предисловия. Задача – не «расковырять», а помочь проиграть, принять ситуацию и осознать истинные причины и пути решения проблемы. Решение же травмирующей ситуации возможно в том случае, если удовлетворены потребности сторон, о которых было заявлено.

Именно применение технологии Плейбек+ способно на такое удовлетворение потребностей, потому, что подросток, принимая участие в любой роли, проигрывает и свои переживания, делиться впечатлением, учится анализировать ситуации, импровизировать, общаться.

Наличие позитивного настроя (подкрепления) и поддержки со стороны группы:

- возможность получения обратной связи;

- моделирование различных вариантов проблем и решений;

- актуализация чувства ответственности за свою жизнь;

- возможность экспериментирования в безопасной ситуации.

В чем новизна? Подростки играют историю спонтанно, без подготовки, проникая в ее суть, импровизируя, слушая свое тело и чувства. Каждая игра для ребят – это постоянный выход из зоны комфорта, а значит их личностный рост. Играя уникальные жизненные истории, дети сталкиваются с разнообразием жизненных сценариев, с каждым разом все изобретательнее и легче находят выход из проблем.

Первое, на чем следует акцентировать внимание – этическая сторона. Каждый участник получает возможность опосредовано принять участие в решении проблемы - увидеть свою проблему со стороны в различных вариациях завершения действия, ситуации, актуальной для себя самого на данный момент. Может проигрываться чужая ситуация, а стать она может актуальной для многих «зрителей», каждый из присутствующих может найти ответ, увидеть выход – вывод делается непринужденно и, самое главное, добровольно. Плейбек+ – технология, которая действует многогранно и многолико, задействовав осознанные и неосознанные ресурсы участников.

Для нас, педагогов, воспитателей, важно пробудить у ребенка желание общаться, снять зажим, выработать наиболее приемлемый алгоритм поведения и общения. Проведя анкетирование участников и проанализировав ответы детей, можно констатировать тот факт, что после таких занятий дети стали более свободными и открытыми в общении со своими сверстниками, перестали бояться контактировать со взрослыми, учителями и родителями.

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храмаФотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.

Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» «Посещение Никольского храма детьми из СРЦН «Солнечный лучик». Есть в предпасхальных традициях такие, что особенно дороги сердцу. И среди.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» 8 июля, в отделении социальной реабилитации прошло праздничное мероприятие по случаю Дня семьи, любви и верности. Дети познакомились с.

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Библиотека изображений:

Публикация Технология Плейбек + как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Антонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технология Плейбек + как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 20:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД