Папки-передвижки

Технология индивидуализации обучения и развития «план — дело — анализ» в организации образовательного процесса детского сада

Егорова Татьяна
Технология индивидуализации обучения и развития «план — дело — анализ» в организации образовательного процесса детского сада

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Публикация «Технология индивидуализации обучения и развития „план — дело — анализ“ в организации образовательного процесса детского сада» размещена в разделах

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одним из самых важных условий является индивидуализация образования.

С введением в 2014 году Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС ДО) в систему дошкольного образования были заложены основные принципы развития детей дошкольного возраста. Одним из таких принципов стал принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Поиск путей к реализации соответствующих условий в дошкольном образовательном учреждении подвел педагогический коллектив нашего учреждения к необходимости использования новых технологий проектирования образовательного процесса, позволяющего реализовать принцип индивидуализации образования.

Одним из средств такого развития являются педагогические технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся.

В ходе реализации технологии используется следующая теоретическая терминология:

Индивидуализация - процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности. Индивидуализация — это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития детской инициативы.

Образование - социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.

Обучение - целенаправленная, последовательная передача (трансляция) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний и формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности обучающегося.

Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии.

Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий образовательного процесса.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Совместное планирование - выявление области интересов детей, позволяющие встраивать инициативу детей в образовательную программу и в структуру дня, понимание того, что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности, видение перспективы для себя и для других и т. д. ; планирование педагогических действий (создание среды, выбор методов и приемов, ресурсов).

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

В процессе изучения педагогических и научных исследований таких ученых, как: Михайловой-Свирской Л. В, Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А. к условиям успешного развития детской инициативы и творческого потенциала можно отнести:

1. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на-сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

2. В предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

3. Использование различных современных технологий организации образовательного процесса, ориентированных на индивидуализацию учения-обучения.

Третье условие в целом раскрывает сущность и технологичность образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО.

Установлено, что эффективным средством проектирования и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является технология «План-дело-анализ» Л. В. Михайловой-Свирской.

Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален, не может быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей, и каждый из них приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему. Проявление индивидуализации ребенка естественным способом начинается уже с того момента, когда он сам организует игру, занимается своим делом, при этом педагог поддерживает инициативу детей.

На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Поэтому использование технологии «План-дело-анализ» - это реальная возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом. Вся деятельность педагогического коллектива выстроена в несколько последовательных этапов. Кратко остановимся на них.

1-й этап – моделирование РППС в группах

1. Создание в группах «Центров активности», стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность.

- Центр сюжетно-ролевой игры

- Центр развивающих игр

- Центр музыки и театрализованной деятельности

- Центр познавательно-исследовательской деятельности

- Центр изобразительного творчества

- Центр конструирования

- Центр трудовой деятельности

- Центр «Безопасности»

- Центр краеведения

2. Создание «Маршрута занятости» в этих Центрах активности.

Маршрут занятности используется для учета и последующего анализа востребованности детьми «Центров активности». В специальные кармашки помещаются фишки или магниты в соответствии с выбором вида деятельности ребенком. В конце недели или месяца подсчитывается количество посещений ребенком того или иного Центра.

Наблюдение за детской активностью помогает изменить педагогу характер работы в Центрах.

В старших группах к анализу занятости центров педагог привлекает и самих детей. В данном случае педагог готовит нужное количество копий «Лист самоанализа» и в конце работы в Центрах активности предлагает детям самостоятельно сделать пометку в той графе, которая соответствует текущему дню и выбранному центру.

В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Анализ листов самоанализа позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогический действий, например, «Центр изобразительного творчества» можно наполнить такими материалами, которые будут стимулировать развитие детей в иных направлениях (изготовление книжек, нестандартное копирование и т. д.). Опираясь на инициативу детей, можно предложить им придумать что-то интересное не только для себя, но и для других детей, а наиболее активным детям можно предлагать первыми рассказать о своем выборе партнеров и помощников.

2-й этап – организация деятельности педагога с детьми

Данный этап содержит определенный алгоритм:

1. Утренний групповой круг – беседа с детьми, в которой осуществляется планирование видов деятельности самими детьми (места работы, материалов, партнёрства и пр., индивидуальная или совместная деятельность в Центрах активности в течение дня.

2. Планирование самостоятельной деятельности в Центрах активности.

Вопрос детям: «Чем вы ещё предлагаете сегодня заняться?» (играть в других центрах активности).

Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания. В результате у ребёнка остаётся свобода выбора.

3. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми основана на использовании способа «культурного продавливания» и методики «Модель трех вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?». Данная методика используется нами как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы в процессе выбора темы недели. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке с указанием автора идеи, и размешается в групповой раздевалке для включения в образовательную работу группы родителей и специалистов детского сада.

Главная задача - предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобрести ключевые компетентности, способность к осознанному и ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности. Воспитатели, специалисты ДОУ, родители обучающихся имеют равные права для внесения в общий план идей по темам, содержанию, видам деятельности. Воспитатель является одним из источников идей, но не единственным. Детям предоставляют достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у дошкольников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания. В результате у ребёнка остаё тся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность, а у взрослого появляется возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал ребенок.

Все предложение детей, педагогов и родителей находят отражение в плане образовательной деятельности на текущий месяц.

4. Итоговый (вечерний) круг – цель: показ детьми своих достижений в «Центрах активности». Задачи: вселить в детей чувство уверенности в своих силах; уметь рассказывать о своей работе, о своих достижениях и планах на будущее. Дети садятся на ковёр по кругу и рядом с собой кладут свои работы, на местах остаётся только то, что не подлежит транспортировке.

Дети с интересом рассказывают о своих работах. Воспитатель радуется вместе с детьми их успехам, удивляется, восхищается. При таком общении у детей появляется уверенность в своих силах, ответственность, желание высказывать свои мысли, и в следующий раз сделать что-то ещё более интересное.

При таком общении у детей появляется уверенность в своих силах, ответственность, желание высказывать свои мысли, и в следующий раз сделать что-то ещё более интересное. Каждый ребёнок чувствует удовлетворение, поскольку его труд был отмечен. Рисунками и поделками детей украшаем группу, организуем выставки для родителей, где дети с удовольствием рассказывают о своей работе и о работах своих сверстников, что доставляет большую радость детям и их родителям.

Ежедневные обсуждения на утреннем круге и итоговом круге запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые будут внесены в план. Если на листе бумаги недостаточно места, дополнения можно выписывать на отдельных листочках и подклеивать их к основному плану.

5. Оценка результатов образовательной деятельности - деятельность педагогов в данном направлении предполагает анализ инициатив детей и анализ эффективности педагогических действий.

Анализ инициатив каждого ребенка за определенный период времени позволяет педагогу предположить и выдвинуть гипотезу о его лидерских качествах, избирательности его интересов, об уровне развития творческого потенциала, сильных сторонах, ведущем способе учения и его социальном статусе в группе.

Анализ эффективности педагогических действий (количественный анализ предложений) даёт, с одной стороны, представление об инициативности детей как присущем им качестве развития творческой личности, а с другой - об адекватности поведения воспитателя как стимулятора творческой деятельности.

Таким образом, использование технологии организации образовательного процесса «План-дело-анализ» позволяет достигнуть определенных результатов:

- в деятельности с детьми (сформировать у детей активную творческую позицию; навык самоопределения и самоорганизации в деятельности);

- с педагогами и родителями (объединить педагогический коллектив к готовности решать задачи развития детской инициативы и самостоятельности дошкольников по двум направлениям, совершенствовать свои способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, создать атмосферу творческого поиска, способствовать вовлечению педагогов, сотрудников, родителей в совместную образовательную деятельность через различные формы взаимодействия);

- в организации РППС (обогатить среду ДОУ с соблюдением условий для развития детской инициативы и самостоятельности).

Список литературы

1. Свирская Л. В. Индивидуализация образования : правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : «Обруч», 2011. – 240 с.

2. Свирская Л. В. Методика педагогических наблюдений. – М. : Издательство «ЛИНКА–ПРЕСС», 2010. – 142 с.

3. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

в дошкольной образовательной организации/ Методическое пособие/ Махова Г. А., Никитина Н. А. – Белгород, 2017 – 167 с.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Технология реализации образовательного процесса в форме придуманной сказки «Путешествие Колобка» Технология реализации образовательного процесса Сказка придуманная «Путешествие Колобка» технология план-дело-анализ Здравствуйте! Хочется.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:

Публикация Технология индивидуализации обучения и развития «план — дело — анализ» в организации образовательного процесса детского сада (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Егорова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технология индивидуализации обучения и развития «план — дело — анализ» в организации образовательного процесса детского сада
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 21:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД