Лучший педагог года

Технологический подход в образовании

Юлия Русяева
Технологический подход в образовании

В современной педагогической науке не существует единого мнения о понятии «образовательные технологии». При изучении литературных источников по теме мы сталкиваемся с различными трактовками данного термина.

Некоторые из них представлены в работах Г. К. Селевко. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы. По мнению исследователей Брянского государственного университета, педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Чупрасова В. И. отмечает, что в документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Публикация «Технологический подход в образовании» размещена в разделах

Существование такого разнообразия определений не удивительно, ведь понятие «образовательные технологии» можно рассматривать с точки зрения нескольких аспектов. Во-первых, научного, который представляет образовательные технологии в виде составляющей части педагогической науки, разрабатывающей методы, формы и содержание обучения; во-вторых, с точки зрения процессуально-описательного аспекта, который предполагает описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; ну и в-третьих, с точки зрения процессуально-действенного аспекта, который рассматривает образовательные технологии как осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, образовательные технологии функционируют и в качестве науки, исследующей различные пути образовательного процесса, и в качестве системы теоретического планирования способов, принципов и предполагаемых результатов обучения, и в качестве реального процесса обучения.

По ходу разработки огромного количества различных видов образовательных технологий, у ученых нарастала необходимость распределить их по группам с учетом объединяющих признаков. Таким образом, на свет появились классификации, помогающие нам получить более широкое представление о сущности образовательных технологий, о критериях выбора и об особенностях применения последних в целенаправленном педагогическом процессе. Итак, рассмотрим в общих чертах некоторые классификации образовательных технологий, используемые в современной системе образования, выделенные академиком МАНПО, профессором, кандидатом педагогических наук Г. К. Селевко.

Так как философия, образно говоря, является «матерью всех наук» и содержит в себе методологические основы педагогики, начнем с классификации на философской основе, в которой отражаются взгляды представителей философских школ различных направлений и временных периодов.

На философской основе образовательные технологии делятся на :

• материалистические и идеалистические;

• диалектические и метафизические;

• сциентистские и технократические;

• гуманистические и природосообразные;

• прагматические (рационалистские и экзистенциалистские);

• антропологистские (фрейдистские и религиозные);

• коэволюционные (русский космизм и эзотерические).

Так же при классификации учитывается ведущий фактор развития, который предполагает деление всех образовательных технологий на биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские.

По характеру содержания и структуры образовательного процесса технологии подразделяют на :

• светские и религиозные;

общеобразовательные и профессионально-ориентированные;

• гуманитарные и технократические;

• воспитательные (валеологические и экологические);

• общекультурные и конкретно-предметные;

• жестко-стандартные и адаптивно-вариативные;

• разносторонние.

Никогда еще образовательный процесс не обходился без средств обучения, являющихся носителями учебной информации и инструментами деятельности педагога и обучающихся. Следовательно, образовательные технологии также классифицируют по преобладанию тех или иных видов средств обучения. В связи с этим выделяют: вербальные, аудио-визуальные, программированные, компьютерные, спутниковые технологии [24, с. 84].

Не всегда педагогическое воздействие направленно на категорию нормально развивающихся детей. В настоящее время образование охватывает также детей и взрослых с различными проблемами в физическом и психическом развитии, и было бы не эффективно использовать одни и те же образовательные технологии для лиц, с существенно отличающимися возможностями усвоения учебной информации. Из этого последовала необходимость классифицировать образовательные технологии по категории объектов педагогического воздействия, в которой выделяют: технологии массового образования, продвинутого образования, компенсирующие технологии, технологии работы с проблемными детьми, виктимологические, андрогогические и пенитенциарные технологии.

Публикации по теме:

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент)Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность - Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологический подход в образовании
Опубликовано: 22 марта 2022 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологический подход в образовании» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Русяева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД