Получи документы

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство земли»

Анна Апуник
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство земли»

Тема занятия : «Царство Земли»

Цель: расширение знаний детей о почве, её свойствах и составе.

ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Социально – коммуникативное развитие» : воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах; воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

«Познавательное развитие» : познакомить с процессом образования почвы; дать представление о почве и ее составе; показать значение почвы для растений и живых организмов; развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы, развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.

Публикация «Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Царство земли“» размещена в разделах

«Речевое развитие» : обогащать словарный запас по теме занятия; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

«Художественно – эстетическое развитие» : развивать зрительное восприятие.

«Физическое развитие» : способствовать овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, игровая.

МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ: словесные, игровые, наглядные, практические.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ : исследовательская.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа, лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ : Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети могут делать выводы о свойствах и составе почвы исходя из опытов.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь другому рад.

- Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

- Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом – почва)

- Правильно, тема нашего разговора – почва.

- Как вы думаете, что же такое почва?

- Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений.

- Как же образовалась почва?

- Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.

- Что же такое перегной?

- На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.

- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию к учёным и изучить состав и свойства почвы.

«Здравствуйте ребята, Меня зовут Пётр Иванович. Я очень рад видеть вас в моей научной лаборатории. И готов вам рассказать и показать все о почве».

- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места.

- Прежде чем начать работу в лаборатории, давайте вспомним правила работы.

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2. Нельзя ничего брать без разрешения.

3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.

4. Советоваться друг с другом.

5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Опыт №1.

- Какого цвета почва?

Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных)

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.

Опыт № 2

Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Опыт № 3

Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили? На дно стакана осел слой песка, поверх него слой темного цвета – это перегной.

Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной.

Опыт № 4 проводит педагог.

С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.

Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Опыт № 5 проводит педагог.

Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?

Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышется трава

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Опыт № 6

Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впитывается).

- Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось свободного места, весь воздух вытеснен водой)

Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.

Опыт № 7

Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. Поставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).

Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу-вверх.

- Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.

- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?

Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

- Что же получают растения из почвы?

Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

- Вот и подошла к концу наша работа.

- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

- С кем мы там познакомились?

- Что мы делали?

- Понравилось вам работать в лаборатории?

- Какие мы проводили опыты?

- Какой опыт больше всего понравился?

- Проведение какого опыта вызвало затруднения?

- Что нового вы узнали из опытов?

Воспитатель предлагает выбрать солнышко: веселое – у кого все получилось, без улыбки – у кого получилось, но было трудно и со слезами – не получилось

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке» Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования - на молоке. Стимулировать творчество детей с видоизменением цветового пятна.

Карта самоанализа воспитателя подготовительной группы по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности Критерии: Да Частично Нет Вопросы для самоанализа 1. Уголок природы: растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Книжкина больница» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «Книжкина больница» Цель: -учить детей.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе» Опыт "Танцующая фольга" Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Оборудование:.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группеПрезентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе «Золотой ключик» Хочется поделиться.

Технологическая карта занятия по математике в рамках внеурочной деятельности в 3 классе «Думай. Решай. Смекай» Тема Думай. Решай. Смекай. Цель Задачи развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование математического мышления. развитие интереса.

Технологическая карта занятия «Путешествие в подводное царство» во второй младшей группеТехнологическая карта занятия «Путешествие в подводное царство» во второй младшей группе Образовательная область:. Художественно-эстетическая. Тема занятия (лексическая): Подводный мир. Путешествие в подводное царство. Группа:.

Библиотека изображений:

Публикация Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство земли» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Апуник на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство земли»
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 13:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД