Получи документы

Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе

Анна Александровна Калёнова
Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Слово как единица речи и языка. Слово как единство значения и звучания. Роль слов в речи. Составление текста по опорным словам и рисунку» в 1 классе.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

1. Дать представления о слове как единице речи и языка;

2. Дать представления о слове как единстве значения и звучания.

Задачи:

1. Учить различать предметы (действия, признаки) и слова, называющие предметы (действия, признаки);

Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку „Слово как единица речи и языка“ в 1 классе» размещена в разделах

2. Учить ставить вопросы к словам, а также классифицировать слова по тематическим группам;

3. Учить составлять текст по опорным словам и рисунку, а далее рассказывать составленный текст.

Прогнозируемые результаты. Ученики получат:

- Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания;

- Представления о роли слов в нашей речи;

- Научатся различать предмет (признак, действие) и слово, называющее предмет (действие предмета, признак предмета);

- Будут упражняться в составлении устного текста по опорным словам и рисункам.

Универсальные учебные действия.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: обращаться за помощью, ставить вопросы.

Материал и оборудование. Учебники В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык. 1 класс» и рабочие тетради на каждого ученика, ПК, экран, мультмедиа, электронное приложение к учебнику, карточки со словами «речи», «приятно», «и», «умные», «слушать».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Работа в парах.

На каждой парте лежит конверт с карточками со словами «умные», «и», «приятно», «речи», «слушать».

- Ребята, достаньте из конверта карточки со словами и составьте из них пословицу. (Ученики выполняют задание в паре - 1 мин. )

- А теперь, ребята, постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. (Заслушиваются ответы учащихся. )

- Можно ли, ребята, назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрим схемы предложений и определим схему, соответствующую пословице.

1.|___ ___ ___ ___ ___?

2.|___ ___ ___ ___.

3.|___ ___ ___ ___ !

4.|___ ___ ___.

- Ребята, почему вы выбрали вторую схему. (Схема состоит из 5 слов, и пословица тоже состоит из 5 слов, и в конце предложения стоит точка. )

3. Целеполагание. Знакомство со шмуцтитулом (учебник, стр. 17).

- Ребята, прочитайте, название раздела. (Слова, слова, слова) Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем, изучая первый раздел «Слова, слова, слова…». (Мы познакомимся со словами русского языка: словами-названиями явлений и предметов, действий предметов, признаков предметов; познакомимся с вежливыми словами, многозначными и однозначными словами, а также словами противоположными и близкими по значению.)

- А сейчас определим учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?» (Узнаем, что такое слово, какие бывают слова.)

4. Работа по теме урока.

А).Организация осмысления и восприятия новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. Работа с учебником (упр. 1, стр. 18)

- Ребята, прочитайте стихотворение.

- Значение, какого слова не понятно вам? (Слово «плим» не понятно. )

Предлагаю, порассуждайте, что обозначает слово «плим».

Заслушиваются ответы учеников.

- Прочитайте сведения о языке на 18 странице. (Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.)

- Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

- Для чего они нужны нам?

Заслушиваются ответы учеников. Затем проходит комментированное письмо в тетради слов «стул», «воробей», «ворона».

- Ребята, подумайте, можно ли назвать словами то, что вы записали? (Да.)

- Скажите, что называет каждое слово? (Название мебели, название птиц. )

- Подумайте, какое слово является «лишним»? (Слово «стул»-это название мебели, а все другие слова-названия птиц.)

- Вспомните, названия, каких птиц вы знаете ещё?

- Назовите предметы мебели?

- Попробуйте сделать вывод: для чего нам нужны слова? (Слова нужны нам для того, чтобы называть предметы. Слова ещё служат для наименования, обозначения окружающих человека явлений и предметов, их действий и признаков.)

Б).Первичная проверка понимания. Работа с учебником (упр. 2, стр. 19).

- Ребята, прочитайте высказывания К. Г. Паустовского о слове. Какова главная мысль этого высказывания? (В русском языке много хороших названий и слов.) Посмотрите сейчас вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашем классе.

В).Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу. Работа в тетради.

- Ребята, прочитайте стихотворения А. А. Шибаева и К. Г. Паустовского. о чём хотел рассказать в своём стихотворении каждый поэт?

Работа с учебником (упр. 3, стр. 19)

- Прочитайте, ребята слова. Попробуйте соотнести слова и образы, названных слов.

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «что?» (Капель, мороз, радуга, смородина, солнце, снежинка, сосулька, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, подснежник, мухомор.)

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «кто?» (Грачи, скворцы.)

Работа с ПК. Тема «Слово. Упражнение. Игра «Засели домик».

- Ребята, попробуйте из группы выбрать слова, которые можно объединить темой «Весна» и «Зима». («Весенние слова»: ручьи, капель, грачи, подснежник, ледоход, скворцы. «Зимние слова»: мороз, метель, снегопад, сугроб, снежинки.)

- Ребята, постарайтесь составить предложение со словом о зиме. (Заслушивание ответов учащихся.)

Г).Творческое добывание и применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее умений и знаний. Работа с учебником (упр. 4, стр. 20)

- Ребята, рассмотрите рисунок. Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? (Аквариум. )

- Для чего нужен аквариум? (В аквариуме живут рыбки. )

- На какой вопрос отвечает слово «аквариум»? (Что?)

- Кто подкрался к аквариуму? (Кот. )

- А что делают рыбки? (Испугались, опустились на дно.)

- На какой вопрос отвечает слово «кот»? (Кто?)

- Что пытается сделать кот? (Достать рыбку.)

- Ребята, подумайте, а что может сделать с этим стеклянным аквариумом кот, чтобы достать рыбку? (Перевернуть, чтобы вылилась вода, нечаянно разбить, передвинуть с места на место.)

- Ребята, предлагаю вам проговорить название стеклянного сосуда по слогам. (Ак-ва-ри-ум.) Что можно сделать со словом «аквариум»? (Написать, произнести, составить с этим словом предложение, определить, на какой вопрос отвечает это слово.)

- Слово «аквариум» и предмет, который называется этим словом,- это одно и то же или нет? Почему?

Составление устно текста по опорным словам и рисунку (учебник упр. 5, стр. 20).

- Ребята, прочитайте опорные слова. Постарайтесь, составить устно текст по опорным словам и рисунку.

Примерные тексты:

«Вот аквариум. В голубой воде плавают очень красивые рыбки. Любопытный кот увидел рыбок. Он осторожно крадётся к аквариуму. Вот кот опустил лапу и хочет поймать маленьких рыбок. Ну и хитрый котик!»

«В аквариуме плавают маленькие красивые рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик!»

5. Самостоятельная работа. Работа в тетради (упр. 2, стр. 11)

- Ребята, рассмотрите рисунок и подберите название к нему. Допишите буквы в словах.

- Проверьте по учебнику правильное написание слов. (упр. 3, стр. 13)

- Ребята, попробуйте объяснить, почему словам даны такие названия, как «ледоход» и «подснежник». (Заслушивание ответов учащихся. )

6. Подведение итогов урока.

- Ребята, вспомните, когда слово является словом? Для чего нужны в речи слова? Что могут называть слова? Подумайте, слово-название предмета и предмет – это одно и то же?

7. Рефлексия.

- Ребята, постарайтесь закончить предложения:

Сегодня я узнал ….

Мне было трудно ….

У меня получилось ….

Я понял, что ….

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Технологическая карта урока по английскому языку в в 7 классе «Защита окружающей среды. Страдательный залог в Present Simple» Технологическая карта урока по английскому языку на основе технологий индивидуализации и личностно-ориентированного обучения учитель английского.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» 1. Ф. И. О. учителя: Семенова Вера Александровна 2. Класс: 1 Предмет: русский.

Библиотека изображений:

Публикация Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Александровна Калёнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе
Опубликовано: 29 января 2022 в 18:11
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД