Получи документы

Технологическая карта урока чтения в 9 классе «Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

Коваль Альбина Камильевна
Технологическая карта урока чтения в 9 классе «Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

Технологическая карта урока чтения в 9 классе (Вариант 1)

Тема урока : Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

УМК: А. К. Аксенова, М. И. Шишкова. Учебник 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – 11-е издание, переработанное, М. : «Просвещение» 2018 г.

Класс : 9

Подготовила: Коваль Альбина Камильевна,

учитель русского языка и чтения I квалификационной категории ГОКУ СКШ №1 г. Ангарска

Публикация «Технологическая карта урока чтения в 9 классе „Н, М, Рубцов „Русский огонёк“» размещена в разделах

Цель: создание условий для знакомства со стихотворением Н. М. Рубцова «Русский огонёк»

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

1. Продолжить знакомство с творчеством поэта Н. М. Рубцова.

2. Продолжить изучение стихотворений.

Коррекционно-развивающая:

1. Обогащать словарный запас, отрабатывать технику чтения, развивать навыки выразительного чтения.

2. Продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения.

3. Развивать навык анализа текста.

Коррекционно-воспитывающая:

1. Вызывать интерес к поэзии, раскрыть нравственный подвиг героев.

2. Воспитывать патриотические чувства.

3. Валеологическая: следить за осанкой, зрением, отрабатывать правильное дыхание.

Планируемые результаты:

1. Познавательные УУД:

• характеризовать героев произведения на основе текста;

• работать по содержанию текста произведения;

• уметь строить речевое высказывание;

2. Регулятивные УУД:

• стремиться к преодолению трудностей в ходе работы;

• принимать на протяжении всего занятия учебную задачу и следовать выполнению;

• уметь планировать свои действия;

3. Коммуникативные УУД:

• формировать умение передавать свои мысли и чувства;

• умение договариваться, сотрудничать с учителем и одноклассниками

4. Личностные УУД:

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

• умение оценивать поступки героев;

• вырабатывать чувство ответственности за выполнение своей работы

Тип урока : комбинированный

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация powerpoint, словарные слова, карточки для работы в группах, учебники.

1. Орг. момент.

2. Цель: создать комфортную психологическую атмосферу

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Выполнение инструкции учителя. Настрой детей на работу. Отвечают на вопросы.

Ученики называют слова и садятся. Психологический настрой. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу.

- Доброе утро! У нас сегодня необычная обстановка, поприветствуем дорогих гостей и начнем урок. Давайте загадаем, какой он у нас сегодня будет? (Добрый, интересный,)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Родина»?

(Россия, страна, мама, дом, отчизна, родители, любовь, земля, город, семья)

Наша Родина, наше Отечество – это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос.

Настрой детей на работу. Отвечают на вопросы.

аудиозапись

II. Повторение

Цель: учить детей планировать свою деятельность.

Повторение, опора на имеющиеся знания и опыт учащихся по теме.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся собирают стихотворение из осколков.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся читают предложения с разной интонацией. 1. Коррекционное упражнение «Собери стихотворение»

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

- Как называется это стихотворение? Кто автор?

2. Коррекционное упражнение «Интонация»

- Вспомните, какие предложения бывают по интонации (восклицательные, вопросительные, повествовательные)

- Прочитайте сначала восклицательное предложение, вопросительные, повествовательные.

- Прочитайте этот отрывок по ролям В парах

Слайд 1

фронтально

В парах

III. Проверка домашнего задания

Цель: закрепить навыки правописания имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, необходимые для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся выразительно читают стихотворение. - А теперь проверим домашнее задание.

- Так чему же посвящал свои стихи Рубцов?

Темы произведений Рубцова – Родина, природа, русские люди.

К сожалению, Н. М. Рубцов прожил слишком короткую жизнь, он умер в 35 лет. Но после себя он оставил богатейшее поэтическое и духовное наследие.

- Выразительное чтение стихотворения «Тихая моя родина»

IV. Постановка цели и задач урока

Цель: учить детей планировать свою деятельность.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся проговаривают поставленные цели. Слово учителя.

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

- Эти слова посвятил всем читателям русский поэт Н. М. Рубцов. Вот сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Н. М. Рубцова «Русский огонёк»

Мы будем совершенствовать свои навыки выразительного чтения, работать по содержанию произведения, рисовать словесную картину. Будьте активными, внимательными. Я постараюсь, чтобы наш урок прошёл интересно, чтобы вам он надолго запомнился, и вы обязательно взяли бы хоть маленькую частичку из этого урока для себя.

- Какие цели ставим себе на урок? Слайд 2

V. Изучение нового материала

Цель: учить осознанному восприятию произведения.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение. 1. Слово учителя.

- Давайте вспомним, какое историческое событие произошло в 1941-1945?

Стихотворение Рубцова «Русский огонёк» рассказывает о русской женщины, матери. Этим стихотворением Н. М. Рубцов хотел выразить любовь и свою преданность к русским людям, их традициям и обычаям.

Стих-е написано в 1964 г., почти через 20 лет после войны.

Прослушивание МР3 стихотворения

2. Проверка первичного восприятия

- Какие чувства у вас вызывает стихотворение? (грусти, печали, усталости, одиночества)

Да, ребята это стихотворение проникнуто чувством одиночества, тоски. И мы это чувствуем. Путник устал и ищет приюта, места, где можно отдохнуть и согреться, спастись от тягот пути и одиночества.

3. Повторное чтение учащимися.

Слайд 3

Слайд 4

видеоролик

Физкультминутка.

Цель: снять усталость и напряжение.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся выполняют движения

- А сейчас немного отдохнём и сделаем зарядку!

видеоролик

VI. Закрепление изученного материала

Цель: формировать у учащихся навыки выразительного чтения.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся составляют словосочетания.

Учащиеся проверяют себя.

Учащиеся самостоятельно читают.

Учащиеся отвечают на вопросы и зачитывают отрывки.

.

Учащиеся зачитывают ответы на вопросы.

Учащиеся выбирают слова

Учащиеся читают стихотворение выразительно

1. Словарная работа.

Томительный мороз (Это значит, что от мороза все устали, утомились.)

Снега оцепенели (Это значит, что все как бы застыло, замёрзло, замерло.)

Мёртвое поле (Это значит, холодное, безжизненное.)

Пригрезившийся

Это значит – показалось, привиделось во сне или наяву.

Оправа – рамка, обложка, в которую вкладывается что-нибудь.

Жужжащее чтение

1. Анализ стихотворения

- Какие события описаны в стихотворении? (Одинокий путник идёт по заснеженному полю)

- Найдите и зачитайте те строчки, в которых поэт рисует картины природы, чтобы показать одиночество путника.

Уже с первых строк перед нами возникает эта картина. Мы понимаем, что путник устал. Об этом говорит выражение «томительный мороз», вся природа как бы сжалась, оцепенела, кажется, что она и вовсе умерла – ведь ели – маленькие, небо – темное, без звёзд, а поле – бескрайнее, мертвое.

Чтобы передать свое одиночество на фоне безжизненной природы, герой лишь о себе говорит как о живом: «Я был один живой».

- Ребята, в каком времени написано это стих-е? (в прошедшем)

- Назовите глаголы, которые есть в стихотворении (оцепенели, был, было, мелькнул)

Путник вспоминает прошлое, и мы становимся свидетелями, слушателями его рассказа. Мы понимаем, что он ищет приюта.

- Что путник вдруг видит? Зачитайте.

Герой в дороге видит тихий свет. Тихий – значит, ровный, мягкий, безопасный, способный защитить. Именно в таком нуждается заблудшая душа. Однако, нет твёрдой уверенности в спасении, ведь свет «пригрезившийся», он «мелькнул». Но становится ясно, что герой пошёл на этот свет, поверил в него.

- Что происходит далее? (встреча путника и хозяйки дома). Зачитайте.

- С кем сравнивает себя путник?

Путник, входя в избу, сравнивает себя со снежным человеком. Возможно, оттого что в снегу, а возможно потому, что отлучен от человечества, его тепла и участия.

- Какими словами встретила его хозяйка избы? Зачитайте. - О чем это говорит? Этими строками автор показывает отзывчивость и гостеприимство русского народа. Неожиданному гостю предлагается здесь все, чем богаты хозяева, - исконное, русское радушие и участие.

- Какая она – хранительница «русского огонька»? Зачитайте. В стихотворении у героини нет имени, нет подробного описания внешности, и это не случайно. Хозяйка – собирательный образ русской женщины : матери, жены, сестры, которая выстрадала многое на своём веку, потеряла близких. От этого взгляд потускнел, голова седа, выглядит она словно «глухонемая». Тихо сидит и дремлет – отдыхает от великих трудов.

- Чем похожи путник и хозяйка избы?

- Что говорит об одиночестве старушки? (снимки)

4. Работа с иллюстрацию (стр. 217)

- Что мы видим на ней?

- Кто изображён на снимках?

- Зачитайте строки стихотворения, которые можно отнести к этой иллюстрации.

- Как вы понимаете выражение «желтые снимки»?

Это фотографии умерших, погибших на войне. Жёлтые – не только говорит о том, что снимки старые, но и содержат в себе печаль разлуки с близкими людьми.

- Чем являлись для хозяйки пожелтевшие снимки на стене? (памятью)

Эти неказистые снимки дороже всего для старой одинокой женщины. Печаль, связанная с ними свята, недаром фотографии в «простой и бережной оправе».

- Что значит выражение «сиротский смысл семейных фотографий»?

Какой вопрос заботит женщину? Зачитайте.

- Какой ответ на вопрос даёт гость? Зачитайте.

- Как вы думаете, почему он точно не уверен, что войны не будет?

И вновь гость возвращается к действительности поступает так, как принято в том мире, откуда он пришё л: расплачивается за гостеприимство деньгами.

- Что он слышит в ответ? Зачитайте.

- Почему хозяйка не взяла деньги?

- Как отвечает герой на слова старушки?

5. Коррекционное упражнение

- выберите основные черты характера женщины, проявившиеся во время встречи с незнакомым путником, в её вопросе и рассуждениях о войне, в отказе от денег? (доброта, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие, сострадание)

Проверка

6. Выборочное чтение

В каких строчках, по вашему мнению, выражена основная мысль стих-я? Найдите и зачитайте.

- Что они значат?

Основная мысль стихотворения в том, что добро всегда будет жить на земле. И до тех пор, пока расплата будет такой, за добро – добром, за любовь – любовью, пока будет жива человеческая душа, будет жив, будет гореть огонёк – символ жизни, бескорыстия, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи.

7. Выразительное чтение.

Работа в парах

Слайд 5 для проверки

.

Слайд 6

Работа в группах

Фронтально

Слайд 7

IV. Подведение итогов и оценка знаний учащихся.

Цели: подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Ответы учащихся.

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

Учащиеся высказывают своё мнение и оценивают себя - С каким же произведением мы работали сегодня на уроке?

-Почему автор назвал стихотворение «Русский огонёк»?

- Какие черты русского человека показал Рубцов в этом стихотворении? (бескорыстие, доброта, сострадание, любовь к людям, отзывчивость)

В заключение урока мне хочется еще раз вам сказать, что Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

Скоро вы закончите школу, перед вами откроется новая самостоятельная жизнь. Вам встретится много людей, разных людей. Будьте добрыми, отзывчивыми, помогайте людям, не оставляйте их в беде, протяните руку помощи нуждающимся, помните своих родных и близких и вам отплатят тем же. За добро – добром, за любовь – любовью.

7. Рефлексия.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных целей в начале урока, свою активность, эффективность работы класса.

Выберите начало фразы и одним предложением выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке :

Сегодня я узнал…Мне понравилось…. Я постараюсь быть…

Оценивание -Оцените себя

Слайд 8

V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: сообщить и разъяснить домашнее задание.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание

Учащиеся записывают домашнее задание. Инструкция учителя. (с. 216-218, выразительное чтение стихотворения)

Публикации по теме:

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Библиотека изображений:

Публикация Технологическая карта урока чтения в 9 классе «Н. М. Рубцов «Русский огонёк» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Коваль Альбина Камильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологическая карта урока чтения в 9 классе «Н. М. Рубцов «Русский огонёк»
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 15:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД