Папки-передвижки

Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Ольга Макарова
Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием графических схем.

Публикация «Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа К, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах

Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием графических схем.

Возрастная группа : подготовительная группа

Форма НОД: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Игровая деятельность».

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) – групповая, индивидуальная

Учебно- методический комплект: примерная образовательная программа «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е Вераксы, Васильевой М. А, Рассказ К. Ушинского «Четыре желани», картинки с изображением разных времён года, картинка с мальчиком, П. И. Чайковского «Времена года». Первый отрывок который мы сейчас прослушаем называется «Осень». Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2005

Методические приемы: Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование, лексико- грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов, чтение рассказа, кроссворд, сюрпризный момент.

Средства: Картины с изображением времен года, иллюстрации к рассказу, графические схемы для пересказа, карточки с восклицательными и вопросительными знаками, схемы овощей и фруктов, поднос с подарками, аудиокассета, две корзинки, кроссворд, фишки, ящик - копилка, мольберт, мяч.

Предварительная работа:

• Чтение рассказов : В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Осень на пороге», «Грачи прилетели», К. Паустовского «Квакша», К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

• Изучение лексических тем «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

Дидактические игры: «Времена года», «Зима, весна лето, осень».

Лексико - семантическая работа:

• Сенокос - заготовка травы на корм домашним животным

• Прелесть - то, что очень нравится

• Восторг - настроение максимальной радости

Желание - чувство, когда очень чего - то хочется

• Карманная - очень маленькая

• Записная - для записи текста

• Погреба, закрома - места для хранения собранного урожая

• Припасы - запасы на зиму

• Нагрянет - придет неожиданно

• Плоды - фрукты, ягоды, семена.

• Работа с календарем природы.

• Наблюдение в природе.

Цель: Обучению связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Образовательные:

• Актуализировать словарь по теме «Времена года»;

• Закреплять навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов; навыков грамматически правильного оформления высказывания.

• Формировать действия целенаправленного восприятия текста.

Развивающие :

Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность)

Развитие диалогической речи.

Развитие слухового внимания, логической цельности речи.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь, интерес и бережное отношение к литературным произведениям.

• Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

• Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Этапы (последовательность Деятельности

Содержание деятельности Действия, деятельность

педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых привет к достижению запланированных результатов Планируемый результат

1. Мотивационный этап В-ль:Ребята, сегодня мы с вами поговорим о временах года. Я предлагаю вам прослушать отрывки из произведения

П. И. Чайковского «Времена года». .

Первый отрывок который мы сейчас прослушаем называется «Осень».

В-ль: Ребята скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (осенний день, осенний ветер, осенний лес, осенний праздник, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц)

В-ль: Этот отрывок произведения называется «Зима», давайте его внимательно прослушаем.

В-ль: Про что можно сказать «зимняя»? (погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога).

В-ль: следующий отрывок который мы сейчас с вами услышим называется «Весна».

В-ль : Про что можно сказать «весеннее»? (солнышко, настроение, тепло, пение птиц).

В-ль: И последний отрывок который мы прослушаем называется «Лето».

В-ль: Про что можно сказать «летние»? (деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры). Воспитатель приветствует детей. Мотивирует детей к деятельности. Задает вопросы.

Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания.

Предлагает прослушать отрывки из произведения

П. И. Чайковского «Времена года». .

Осознание детьми мотива деятельности включение детей в образовательную деятельность

выражают собственные мысли, высказывают свое мнение.

Внимательно прослушивают отрывки из произведения

П. И. Чайковского «Времена года». .

Проявляют любознательность, заинтересованность детей положительная мотивация на дальнейшую деятельность

Используют типовые приемы фантазирования для развития воображения

2. Поиск решение проблем.

Планирование

деятельности Подготовка к восприятию текста.

В-ль: по очереди предлагает детям четыре загадки :

1. Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

2. Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу.

3. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

4. Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.

В-ль: : Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (времена года) Воспитатель проводит

Игровое упражнение «Отгадай загадку». для

развития слухового восприятия, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».

эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание, стимулирует любознательность, интерес наблюдает за детьми использует наглядные средства. Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.

выражают собственные мысли, делают предположения

Проявляет интерес, умение подбирать необходимые

материалы для работы

Умение делать логические выводы; Умение следовать правилам

3. Открытие ребенком

Нового знания

Чтение рассказа

В-ль: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно. (Во время чтения педагог выставляет на мольберт иллюстрации к первой части рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замершей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

-Запиши свое желание в мою карманную книжку, - сказал отец. Митя записал.

Беседа по обсуждению.

Развитие диалогической речи.

-Как звали мальчика? (Митя)

-Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

-Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

-Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима)

-Куда записали его желание? (В записную книжку)

В-ль: : Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (восклицательный)

Мы будем передавать карточку с изображением восклицательным знакам по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)

В-ль: : А теперь придумаем предложение со знаком вопроса.

Игра повторяется. Дети передают друг другу карточку со знаком вопроса и называют предложения.

б) Чтение второй части рассказа. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

В-ль: Слушайте продолжение. (На мольберт выставляются иллюстрации ко второй части рассказа.)

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы весна всегда была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

В-ль: Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд.

-Каким цветом был луг по которому бегал Митя? (Зеленый)

-Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? (Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками.)

-Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые)

-Что рвал мальчик на лугу? (Мальчик рвал цветы)

-Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку)

В-ль: : Молодцы, все правильно отгадали. Прочитайте, ребята, какое слово получилось по вертикале. (слово Весна)

в) Чтение третьей части рассказа. Образование родственных слов к слову рыба.

В-ль: Читаем дальше. (Иллюстрации к третьей части рассказа)

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

-Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

В-ль: Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос)

-Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене)

-Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел, чтобы лету конца не было)

-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку)

В-ль: Ребята, у меня есть ящичек. Это не простой ящик, а копилка. На столе лежат фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то опустите фишку в копилку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали. Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачок, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбачит)

г) Четвертая часть рассказа. Обогащение лексики антонимами. (Иллюстрации к четвертой части рассказа)

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши.

Митя был в восторге и говорит отцу: «Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил о весне, и о зиме, и о лете.

В-ль: Какое время года наступило? (Осень)

-Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши)

-Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

-Что делал отец? (Показал сыну записную книжку, где было написано, что он тоже самое говорил о весне, и о зиме, и о лете) Во время чтения вос-ль выставляет на мольберт иллюстрации к первой части рассказа.

Воспитатель проводит

Беседу по обсуждению.

Развивает диалогическую речь.

Воспитатель читает

второю часть рассказа. Развивает внимание, память, логического мышления.

. (На мольберте выставляет иллюстрации ко второй части рассказа.)

Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд.

Вовлекает детей в совместную деятельность;

Согласовывает с детьми действие, их последовательность; вовлекает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Наблюдают да действием воспитателя; слушают внимательно рассказ;

Отвечают на вопросы; выражают собственные мысли; выстраивают полный ответ

Слушают вос-ля; наблюдают за действием воспитателя;

Составляют с помощью вос-ля кроссворд

Выполняют действия по инструкции взрослого; Понимание смысла и запоминание текста.

Дети выражают собственные мысли; проявляют интерес; умеет делиться

впечатлениями;

Развитие воображения; Развитие логических универсальных действий

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Закрепление навыка подбора антонимов.

Погода теплая – погода холодная

Осень ранняя - …поздняя

Облако белое - …туча черная

День длинный - …короткий

Вода замерзает - ….тает

День грустный – …веселый

Настроение плохое - …хорошее

Урожай маленький - …большой

Воспитатель проводит игру с мячом;

задает вопросы стимулирующие процесс мышления, с уважением относятся к детским высказываниям Дети выполняют задания.

Отвечают на вопросы; высказывают собственные мысли Закрепление навыка подбора антонимов. б

Динамическая пауза «Соберем урожай» По просьбе в-ля дети делятся на две команды и в разные корзинки собирают карточки с графическими изображениями фруктов и овощей. Звучит музыка Воспитатель просит детей разделится на две команды Дети разделяются на две команды выполняют игровые действия Развитие умений осуществлять движения в соответствии с заданной задачей

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Повторное чтение рассказа.

Составление графического плана.

(индивидуальная работа с детьми)

Пересказ детьми с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

Наблюдает за детьми во время пересказа детей с опорой на графический план. Задает вопросы стимулирующие процесс мышления, способствует тому, что дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы Дети по цепочке пересказывают рассказ с опорой на графический план Дети пересказывают литературное произведение близко к тексту, передавая авторские выразительные средства.

Рефлексия

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

- О ком этот рассказ?

- Кто написал этот рассказ?

- Почему все времена года Мите нравились?

- Что Танюша передаст своему другу? Какое любимое время года у Мити?

Ребята все времена года встретились в данном рассказе?

Для чего нам нужны были опорные картинки?

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. Привлекает детей к подведению итогов, рефлексии (самоанализу, задает вопросы отвечают на вопросы, оценка детьми собственной деятельности, осознание детьми метода и возможности его использования

способны объективно оценивать степень своего участия в совместной деятельности,

Умение выражать чувства; Умение делать выводы.

Открытость Сюрпризный момент

Стук в дверь.

В-ль:показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки. Раздает подарки Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки. Дети отгадывают от какого времени им прислали подарки

обобщают пройденный материал. делятся впечатлениями. Выполнение занятия в соответствии приобретенного опыта

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: формирование умения последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в дистанционном режиме. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина» Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с заиканием Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Библиотека изображений:

Публикация Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Макарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 14:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД