Лучший педагог года

Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Русская изба: культура и традиции»

Гурова Наталья Николаевна
Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Русская изба: культура и традиции»

Возрастная группа : подготовительная к школе группа

Цель: создание условий, способствующих формированию интереса к русскому наследию, через знакомство с русской избой, народными куклами.

Методы и приё мы:

Публикация «Технологическая карта занятия в подготовительной группе „Русская изба: культура и традиции“» размещена в разделах

- наглядные: показ предметов русского быта, показ народных кукол, музыкальные инструменты;

- словесные: беседа, вопрос, поощрение;

- игровые: сюрпризный момент, игра на музыкальных инструментах;

Оборудование: тарелка, яблоко, макеты русской избы, музыкальные инструменты, заготовки народных кукол, мультимедийные – презентация с необходимыми изображениями, ПК, проектор; музыкальные – музыка «Русская народная»

Задачи образовательной программы

Обучающие: познакомить с избой – жилищем русского народа, с предметами русского быта; познакомить с народными куклами.

Развивающие: развивать интерес к произведениям русского народного творчества: развивать коммуникативные умения, связную речь, образное мышление; развивать умение участвовать в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия : предметам, фольклору, играм, приобщать к культуре своего народа.

Этапы

деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат

Предварительный этап Слайд 1 (звучит русская народная музыка)

Ой, вы гости дорогие, все нарядные какие!

Здравствуйте, добрые молодцы, здравствуйте,

красны девицы!

Давайте мы сегодня поздороваемся по русскому старинному обычаю (кланяются, прижав руку к сердцу).

Слайд 2

С порога поспешите, в избу проходите!

Педагог просит мимикой показать свое настроение Приветствие детей

Воспитанники кланяются, прижав руку к сердцу

Овладевают положительной установкой на предстоящую деятельность

Мотивационно – побудительный

Мне сказали, что здесь находятся дети, которые хотят знать всё на свете. А хотите узнать, чем вы будете заниматься сегодня?

Слайд 3

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в те времена, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки, и поможет нам в этом чудесное блюдечко и наливное яблочко.

Слайд 4

Виртуальная экскурсия.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, мотивирует на предстоящую деятельность Дети активно вступают в диалог, сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность

Ребенок проявляет любознательность, интерес

Содержательно-операционный

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые игры и музыкальные инструменты.

Выбирайте музыкальные инструменты, сейчас мы на них сыграем!

Слайд 5

Я принесла вам макет русской избы, давайте поближе посмотрим и назовем еще раз предметы русского быта, которые вы знаете и увидели на экскурсии.

А скажите, что еще интересного вы заметили на экране? Или (На что еще вы обратили внимание)

(Куклы).

Слайд 6

Куклы были повсюду: и игровые, и обрядовые, и куклы-обереги. В моем волшебном сундучке тоже находятся разные виды кукол. Давайте рассмотрим их.

Кукол делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были: обрывки ткани, пучки травы или сена, деревянные палочки, поленца, в качестве наполнителя - зола, ветошь.

Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. Все детали привязывались нитками или скреплялись узлом. На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.

Куклам не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т. д.

Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Я вас тоже приглашаю на посиделки (садятся на стульчики).

Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе.

Сегодня мы с вами окунемся в те времена и порукодельничаем, доделаем кукол – заготовок (повязать платок по старому стилю).

Слайд 7

Кукла, которую мы наряжаем, называется «Кувадка» («куватка») — кукла из ткани, являющаяся оберегом для новорожденного малыша. Ее предназначение — защита младенца от злых духов. Этих кукол вы заберете домой, они тоже будут вас защищать.

Педагог способствует физической активности детей

Педагог создаёт условия для осуществления задач, поставленных детьми; организует деятельность детей, направляет детей.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы

Дети играют на музыкальных инструментах

Дети рассматривают предметы быта, называют их.

Рассматривают народных кукол,

проявляют инициативу в их изготовлении,

анализируют свои ощущения, выражают собственные суждения Ребёнок активно взаимодействует со взрослым и сверстниками

Ребенок проявляет любознательность, старается выполнить поставленную задачу, самостоятельно преодолевает затруднения, выражает свои мысли

Самоконтроль Наше путешествие подошло к концу.

Где вы сегодня побывали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что же нового вы узнали?

Предлагает описать деятельность, которой дети занимались, комментирует высказывания Рассуждают, отвечают на вопросы Принимают участие в оценке процесса и результата деятельности

Рефлексия

Ребята, если сегодня на экскурсии было интересно, вы узнали что-то новое, довольны своей работай, то возьмите ладошки красного цвета. Если у вас возникли какие – то трудности при выполнении заданий - ладошки жёлтого цвета. А если вы не довольны своей работай, путешествие не понравилось - ладошки синего цвета. Предлагает детям оценить свой продукт деятельности Делятся впечатлениями;

испытывать чувство удовлетворённости своими результатами Оценивают результат своей деятельности

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группеФотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группе Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группеКонспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группе Цель: сформировать представление детей о печке, как о главном предмете русской избы. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать представление.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Технологическая карта занятия по лепке «Декоративная пластина «Бабочка» в старшей группе Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание Познакомить с приемом рельефной лепки с помощью выскабливания, процарапывания,.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группеТехнологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группе Цели: Формировать представление о транспорте и его видах. Воспитывать стремление беречь окружающую среду. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Русская изба: культура и традиции»
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 06:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Русская изба: культура и традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Гурова Наталья Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД