Получи документы

Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение

Ерина Ирина Николаевна
Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева

Саратовской области имени П. А. Столыпина»

Технологии, реализующие

компетентностно-ориентированное обучение

Подготовила: Ерина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Технологии, реализующие

компетентностно-ориентированное обучение

Публикация «Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение» размещена в разделах

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.

Современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный урок, отвечающий запросам обучающегося, его родителей (законных представителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего каждого обучающегося, готовить его к жизни в меняющемся обществе.

Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом обучающегося, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит выпускнику активно войти во взрослую жизнь.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности преподавателя достаточно эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии, самостоятельно их создавать.

Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий, изменению позиции ученика и учителя в ходе учебного процесса, а также изменению функции контроля. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход : технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.

Компетентностный подход учит детей действовать в различных проблемных ситуациях, акцентирует внимание на применение знаний, полученных в результате образования, в различных жизненных ситуациях.

Компетентностный подход в образовании.

Компетенция, в переводе с латинского языка, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, позволяющими обоснованно судить и эффективно действовать в определенной области.

Важно различать понятия компетенции и компетентности.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области.

Компетентность – владение, обладание человеком определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету и деятельности.

Компетентностно-ориентированное обучение направлено на

комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства.

Современный компетентностно-ориентированный урок требует применение активных методов обучения на уроке : опорные схемы, диалог, постановка проблемных вопросов, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, сравнение и аналогия, использование средств художественного воздействия, использование ИКТ.

На уроках окружающего мира я применяю технологии, направленные на создание атмосферы творчества, желание познавать и исследовать окружающий нас мир. Детям предлагаются не только задания репродуктивного плана, но и компетентностно-ориентированные задания, целью которых является развитие ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Представленные ниже компетентностно–ориентированные задания направленны на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.

Компетентностно-ориентированные задания :

«Что лишнее».

Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.

«Верно - неверно».

Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей.

«Ромашка вопросов».

Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей.

«Ключевые слова».

Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение КОЗ – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи, а значит, являются средством повышения мотивации к изучению предметов.

Применение КОЗ является одним из инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках, как результат образования.

В качестве результата важно не количество полученной информации, а способность обучающихся самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки.

Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает умение практически применять полученные компетенции в жизненных ситуациях. Одним из подходов к мониторингу развития ключевых компетенций служит и исследовательская работа учащихся, представляемая на научно-практической конференции. Учащиеся готовят рефераты, включающие в себя собственное исследование по выбранной теме, учатся целеполаганию, создают электронные презентации, учатся выступать на научно-практических конференциях различных уровней. В первом классе - это выступление перед одноклассниками, в дальнейшем – это представление школы на городских, краевых конференциях.

Таким образом, как в течение учебного года, так и на протяжении всей начальной школы, ведётся отслеживание сформированности ключевых компетентностей. Сложность темы исследования, глубина её раскрытия, способность самостоятельно добывать информацию из различных источников, рост словарного запаса, и как итог рост познавательной активности является результатом работы учителя по формированию ключевых компетентностей.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Список литературы:

1. Андрейченко З. М. -заместитель директора по научно-методической работе Региональный многопрофильный колледж, г. Ставрополь, статья «Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения», 2013

2. Инновационные подходы к деятельности преподавателя в системе профессионального образования // общ. ред В. Н. Гурова. - Ставрополь, Литера, 2008

3. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М. : Издательский центр «Академия», 1999

4. Обучающие семинары : методическая поддержка компетентностного обучения /авт. -сост. Т. В. Хуртова. - Волгоград, Учитель, 2008

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998.

6. Современные образовательные технологии. – Тверь: ТГУ, 2003

7. Теория и практика образовательной технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2004

8. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения // Как обучать всех по-разному. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005

9. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Нач. шк. Плюс. До и после. 2005. №1.

10. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М., 2007.

11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции : технология конструирования // Народное образование. 2003.№5

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик»Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик» Задачи: продолжать учить детей составлять целостную композицию из частей. Материалы: картон зелёного цвета; геометрические фигуры из бумаги:.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Фотоотчет «Дистанционное обучение в дни карантина»Фотоотчет «Дистанционное обучение в дни карантина» Вот уже вторую неделю вся страна на самоизоляции. Наш детский сад города Нижневартовска "Забавушка" не исключение. Каждую неделю отправляем.

Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ»Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Фотоотчёт "Дистанционное обучение в ДОУ" Сейчас все образовательные организации России находятся на карантине. Чтобы обеспечить непрерывность.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Обучение чтению: изучаем буквыОбучение чтению: изучаем буквы В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Развивающее обучение в начальной школе В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей.

Видеопособие «Дошкольникам о ВОВ», ориентированное на патриотическое, музыкальное, познавательное воспитание детей 4–7 лет Видео-пособие «Дошкольникам о ВОВ», ориентированное на патриотическое, музыкальное, познавательное воспитание детей 4-7 летМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ерина Ирина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение
Опубликовано: 3 мая 2022 в 20:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД