Папки-передвижки

Опыт работы воспитателя «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе»

Анна Северюхина
Опыт работы воспитателя «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе»

Под безопасным поведением следует понимать такие действия, в изменяющейся обстановке, которые позволяют сохранять индивидуальную целостность, и комфортность поведения, предупреждают физический и психический травматизм, создают нормальные условия взаимодействия между людьми. Таким образом, задача взрослых научить ребенка, осознанно действовать в той или иной ситуации. Воспитать у ребят самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. Следовательно, нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Публикация «Опыт работы воспитателя „Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе“» размещена в разделах

Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Работая в детском саду, замечаешь, что дети недостаточно самостоятельные, зачастую безынициативные, то есть не могут самостоятельно принимать решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют действовать в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель в воспитании безопасного поведения у детей - дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - умение правильно вести себя в различных ситуациях.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять им, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, находясь на природе и не только.

У нас в учреждении для формирования у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе используется учебно-методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Оно включает программу для дошкольных образовательных учреждений и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер. Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности : наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасного поведения. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по ОБЖ для детей дошкольного возраста. Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов; кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах; на льду нельзя толкаться. В таких беседах воспитывается уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели я использую при изучении ПДД, поведения в природе, неосторожном обращении с огнем. Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, даёт положительный результат.

В своей профессиональной деятельности мной применяется ИЗО деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Игра-рисование представляет собой состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь: хорошо это или плохо. Например: детям я предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа: «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать; подай ножницы правильно, нашел таблетку дома, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на практике и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

В определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Знакомство детей с правилами поведения в природе, в разделе «Ребёнок и природа», мной проводятся беседы с детьми на темы «Бездомные и домашние животные», «Съедобные и несъедобные грибы», «Польза лекарственных растений», «Осторожно, насекомые».

«Таблетки – не конфетки, ЗАПОМНИТЕ», «103», «Дома безопасно», «Даже дома есть опасные предметы», «Осторожно микробы» - темы бесед и занятий с детьми для представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Мной создаются ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставятся задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности, формируются умения у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, ведется обучение несложным приёмам самооздоровления, оказанию себе элементарной помощи, прививается любовь к физическим упражнениям. Проект «Твое здоровье – в твоих руках» направлен на формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Досуг «Путешествие в страну здоровья» в подготовительной группе проводится с целью, пропаганды здорового питания, где с помощью экспериментов с кока-колой дети наглядно видят действие веществ на организм человека.

Конечно, важное место в работе с детьми занимает обучение правилам личной безопасности в разделе «Ребёнок и другие люди». Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматриваются и обсуждаются типичные ситуации «Ты гуляешь один», «Чужой приходит в дом» и др., обращаешь внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараешься убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями. Досуг «Встреча с Бармалеем!» Дидактические игры «Светофор», «Дорожные знаки», «Знак, ЗАБЛУДИЛСЯ» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует :

- формированию чувства безопасности у детей;

- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;

- предупреждению детского травматизма;

- развитию самостоятельности и ответственности.

Поведение, окружающих ребенка, взрослых - лучший урок безопасного поведения.

Литература

1. Авдеева Н. Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - М. : АСТ, 1998

2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М. : Просвещение, 2006

3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры - М. : Детство-Пресс, 2010 - 128 с

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром – М., 1998

5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!»Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Проект по ознакомлению.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы воспитателя «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Северюхина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе»
Опубликовано: 16 января 2023 в 21:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД