МААМ-картинки

Техника речи детей дошкольного возраста

Нина Курепина
Техника речи детей дошкольного возраста

В период формирования речи маленьким детям свойственны недостатки произношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной можно назвать недостаточную сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи. К началу дошкольного возраста ребенок уже в значительной степени овладевает речью, но речь его еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Публикация «Техника речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К 4-5 годам все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают. Но, чаще всего, этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием взрослых и их педагогического воздействия. Но это хорошо, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. и родители и воспитатели говорили правильно, внятно.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

В ДОУ логопедическая работа проводится по двум основным направлениям – коррекционному и профилактическому.

Коррекционная работа в детском саду проводится учителем-логопедом, а также воспитателями под его руководством.

Профилактическое направление важно для педагогов-практиков массовых детских садов и родителей детей с нормальным речевым развитием, т. к. по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной программой ДОУ. Звуковая культура речи, т. е. ее произносительная сторона, является одной из сторон общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи нормам литературного языка. Такая системная работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Уже с раннего возраста в каждой возрастной группе в процессе специально организованного в игровой форме обучения педагогами и родителями постепенно решаются задачи овладения ребенком полноценной техники речи.

Техника речи включает в себя следующие разделы: дикцию, дыхание, голос, орфоэпия. Параллельно с обучением технике речи обязательно проводится работа по формированию ритмико-мелодической стороны речи – темпа, ритма, логического ударения, мелодики, эмоциональной окрашенности высказывания.

Овладение правильной техникой речи имеет большое значение для человека, начиная уже с дошкольного возраста. Необходимость обучения дошкольника, даже не отстающего в речевом развитии, четкой дикции, правильно поставленному физиологическому и на его основе речевому дыханию и мягкой голосоподаче, а также необходимость развития просодической стороны речи обусловлены многими причинами.

Ясная, четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечного согласного или целого слога, гласных и согласных звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы» при нормальном изолированном произношении звуков. Малоподвижные органы артикуляции при отсутствии неврологической микросимптоматики и выраженных дефектов в строении артикуляционного аппарата мешают четкому и ясному произнесению как гласных, так и согласных звуков в речевом потоке. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность, а также «проглатываются» окончания слов. Замедленный темп делает речь монотонной, при этом снижается ее выразительность.

Еще острее встает вопрос о значении четкой дикции с поступлением ребенка в школу. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью письма установлена тесная связь. Младшие школьники обычно используют прием проговаривания, и поэтому несовершенство дикции может отразиться на письме в виде пропусков и замен гласных, потери конечных букв или букв внутри слова, а также и окончаний слов. Чтение вслух у таких детей будет невнятным, невыразительным (в соответствии с их произносительными особенностями, поэтому нередко у данной категории школьников начальных классов может быть частично нарушено понимание прочитанного и затруднен пересказ содержания текста.

Таким образом, хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делая для ребенка привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но, с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной тренировки, – процесс управляемый. Существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное дыхание, его используют как основу речевого дыхания. Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.

Дышать нужно обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредна, так как часто приводит к заболеваниям всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, благотворно воздействует на кровеносные сосуды головного мозга. Развитие правильного физиологического дыхания лежит в основе многих методик лечения и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы, неврозов.

При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.

У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох в соответствии с длинной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т. д., на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Кроме того, воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.

Звучный, красивый голос формируется на основе правильно поставленного дыхания.

У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а также и нарушения голоса: расслабленный, хриплый, осиплый или гнусавый голос. К нарушениям могут привести постоянное перенапряжение голосовых связок в результате несоблюдения основных правил гигиены голоса при пении, подражании резким звукам, а также различные заболевания дыхательного и голосового аппаратов.

В целях профилактики нарушений голоса надо следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом. Особое значение это имеет для детей, перенесших заболевания дыхательных путей. Этим детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. нельзя требовать от них громкой речи и пения. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Орфоэпия – раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Отклонения от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, и речь взрослого (педагога, родителей) должна служить образцом для подражания.

Таким образом, овладение полноценной техникой речи – сложный, длительный процесс, требующий специальных занятий, основанных на соблюдении принципа «от простого к сложному», последовательности и систематичности. В связи с этим целесообразно проводить с ребенком занятия по формированию у него полноценной техники речи с раннего дошкольного возраста. В зависимости от особенностей речевого развития ребенка (в случаях речевой нормы или патологии) данная работа может проводится педагогами ДОУ, самостоятельно родителями или с помощью учителя-логопеда.

Основные направления работы по формированию техники речи :

• развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,

• формирование диафрагмального типа дыхания,

• развитие физиологического и речевого дыхания,

• развитие голосовой функции,

• работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,

• обучение ребенка соблюдению норм произношения,

• профилактика нарушений голоса.

Примечание

В ходе работы над техникой речи рекомендуется обращать внимание на

- выработку правильной осанки ребенка в процессе речи;

- развитие слухового внимания, выработку умения внимательно слушать речь говорящего, а также дифференцировать правильную и дефектную речь собеседника.

При всех затруднениях в обучении ребенка необходимо обращаться за консультацией к учителю-логопеду.

Таким образом, обучение детей технике речи в дошкольном возрасте будет не только иметь большое значение для формирования их речевой и общей культуры, но также являться важной мерой предупреждения нарушений чтения и письма в школьном возрасте, профилактики нарушений голоса.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Ассоциация-техника как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста Педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко» Ярославского муниципального района Часто педагоги в профессиональной деятельности, при подготовке ребенка.

Игры по развития речи детей дошкольного возраста МБДОУ№60 Воспитатель: Плиева А. Б. Владикавказ 2018г. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется.

«Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Санаторная школа – интернат №133, ДО Методическая разработка.

Нетрадиционная художественная техника по пластилинографии «Праздничный салют» для детей младшего дошкольного возраста Аннотация для родителей Краткосрочная образовательная практика «Пластилинография» относится к нетрадиционным художественным техникам. Она.

Презентация «Нетрадиционная техника рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Развитие речи детей дошкольного возраста Статья на тему : «Развитие речи детей дошкольного возраста» Составила :Сунко Т. А. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование.

Всеобуч для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в домашних условиях» Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Сегодня мы пригласили вас на очень важный разговор. А важен он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техника речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 августа 2019 в 23:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД