МААМ-картинки

Технологическая карта урока по русскому языку в классе «Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч»

Исмиханова Рашида
Технологическая карта урока по русскому языку в классе «Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч»

Технологическая карта

предмет русский язык

План урока знакомства с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч.

Учитель: Исмиханова Рашида Алик кызы

Тема урока : «Звук [ч’] согласный, глухой и всегда мягкий»

Тип урока : открытие новых знаний

Цели урока :

Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку в классе „Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч“» размещена в разделах

- Создание условий для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч’], буквах Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления

- развивающая: развивать грамматически правильную речь, умение создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию;

- воспитывающая: формировать умение организовать свое рабочее место, воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно.

Планируемые результаты:

- дети будут знать какие звуки обозначает буква Ч, графическое изображение буквы и способы её написания;

- дети будут уметь выделять звук в слове, различать твердый и мягкий звук.

Информационно-технологические ресурсы : УМК «Школа России», компьютер, мультимедийный видеопроектор, экран, презентация к уроку, карточки для детей с заданиями.

1. Организационное начало урока

Здравствуйте ребята!

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать следующий урок.

2. Беседа по сюжетной картинке

с. 4. Рассмотрите картинку. Что вы на ней видите? (ответы детей)

Загадывает загадку:

«Мы днем не спим.

Мы ночью не спим,

И днем и ночью стучим и стучим» (часы)

Назовите 1-й звук в слове «часы»; объяснить, что помогает произнести этот звук; дать характеристику звука [Ч ]

(ответы детей) звук [Ч] (согласный, мягкий, глухой, объясняют, что звук произносится при помощи языка и губ.

А вы знаете, что не все часы бывают со стрелками.

Загадывание загадки:

«Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетая на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!»(ответы детей)

Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью и в хмурый день.

Демонстрирует водяные часы.

Предлагает детям ответить на вопрос - «Удобны ли эти часы? Почему?»(ответы детей)

Знакомтесь с песочными часами. Просит ответить на вопрос – «Чем удобны песочные часы? Чем отличаются от водяных часов?» (ответы детей)

Показывает картинку с изображением огненных часов. Рассказывает о том, что это тонкие свечи длиной около метра с нанесенными по всей длине шкалой. Такие часы не только сравнительно точно показывают время, но и освещали жилища. «Чем удобны огненные часы? Почему?»(ответы детей)«Со временем люди придумали часы с механизмом». Предлагает назвать эти часы «механические». «Механическиех часы надо заводить. Не завел они встали. А какие часы не надо заводить?».Предлагаю рассмотреть

электронные часы. «С помощью чего работают электронные часы?»(ответы детей)

Как называется профессия человека, который чинит часы? (ответы детей)

Работаем с пословицами:

Без пяти минут мастер. Поговорка о человеке, который вот-вот хорошо освоит свое дело.

Молод годами, да стар умом. Пословица о человеке, который не смотря на свой юный возраст, очень умный и мудрый в мыслях и поступках.

Другие времена — другие нравы. Пословица означает, что с годами люди по-разному относятся и реагируют на одни и те же вещи, поступки и события. Со временем все изменяется.

Делу время, а потехе час. Пословица означает, что не стоит увлекаться развлечениями и бездельем. Большую часть своего времени мудро будет посвятить учебе, работе, семье и развитию своей личности.

Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. Грузинская пословица. Означает, что в любом деле не нужно искусственно торопить события или спешить, нужно все делать вовремя.

-Ребята о чём мы свами сейчас разговаривали? (о часах)

Составьте предложение со словом часы. (варианты детей,

С какого звука начинается слово часы? (со звука [ч])

Сможем мы с вами записать наше предложение? (Нет, не сможем. Мы не знаем, как обозначается звук [ч]).

О чем же мы будем говорить на уроке? звуке [ч] и букве Ч, ч,)

3. Звуковой анализ слов с «новыми» звуками, описание новых звуков

1. Звук Ч — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука Ч губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (Т) вверх (Ш, голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная.

2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука [Ч] чай, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье, мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич.

3. Звуко-слоговой анализ слов : чайка, бочка, качели.

4. Прохлопай трудные слова. Сколько слогов в слове? Учитель, песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка.

5. Игра "Назови ласково". Мяч — мячик, ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка, стакан, кувшин.

6. Перескажи рассказ. Сколько в нем предложений? Дедушка надел очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: "Дедушка, дай мне очки, я тоже хочу научиться читать книжки ". Какая ошибка есть в рассказе?

7. Выучи чистоговорку: Встретил ежонка бычок

И лизнул его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеё тся: В рот не суй, что попадётся!

4. Упражнения в слышании – учимся слышать эти звуки в устной речи, различать их

Рассмотрите картинки и схемы слов. Назовите предметы. Где на схеме слышны звуки [ч] и [ч’]?

Рисунки на доске:

с. 5 Рассмотрите схемы к рисунку справа. Кто изображён на рисунке (Мяч и ручка. В каком из этих слов есть звук [ч](ответы детей)

Пред нами также есть звуковые схемы. Найдите схему слова мяч. (первая)

Обратите внимание на вторую схему. (ручка)

В первом случаи у нас звук [ч]- мягкий, а во втором звук [ч’] - тоже мягкий.

Физкультминутка.

Кто там ходит влево- вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)

Что уже пора вставать. (Потянуться)

5. Знакомство с буквой, обозначающей новые звуки

На что похожа буква Ч? А на что похожа печатная буква Ч? а) на цифру «4»

- Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре» Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя.

Запишите эти буквы в тетрадь для печатания и слоги- (Ч, ч, ча,чу, чи, че, чо.)

6. Чтение слогов с новой буквой

Составь словосочетания, предложения с использованием этих слов.

(но, ча, ни, сту, ли, мя, уда, си, ка, ле, руч, чи, ла, ска, чер, пче, до, туч, ки, чат, чу, ту,сы.) Ответы:(ночи, часы, часики, стучат, чудо, чадо, ручка, туча,тучка, лисички, удача, мячик, скачу, лечу, черника, пчела)

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

7. Чтение слов с новой буквой

Прочтем слоги-слияния с буквой (открываем слайд).

- Вспомним чистоговорку (Совместно с учителем ученики произносят чистоговорку, отрабатывая изученный звук) (с доски)

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Чи-чи-чи- покупали калачи

Чо-чо-чо- молоко так горячо

8. Чтение текстов

с. 8 Прочитайте стихи по цепочке. О чём эти стихи (ответы детей)

Как вы думаете эти стихи связаны между собой по смыслу или нет? (ответы детей)

Давайте придумаем заголовок к этому тексту. («Мяч» «Игра с мячиком» «Поздняя осень», и т. д.)

Прочитайте только те слова, в которых есть буква «ч».

9. Итог урока. Инструктаж по домашнему заданию.

Ребята, вам понравился наш урок? Что больше всего понравилось? А чему мы сегодня научились? (ответы детей)

Я вас попрошу придумать дома сказку, в которой будет встречаться буква Ч. Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока по английскому языку в в 7 классе «Защита окружающей среды. Страдательный залог в Present Simple» Технологическая карта урока по английскому языку на основе технологий индивидуализации и личностно-ориентированного обучения учитель английского.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:

Публикация Технологическая карта урока по русскому языку в классе «Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Исмиханова Рашида на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологическая карта урока по русскому языку в классе «Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч»
Опубликовано: 10 января 2023 в 21:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД