Лучший педагог года

Театрализованная игра как средство развития эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР

Лариса Ткаченко
Театрализованная игра как средство развития эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР

Театрализованная игра, как средство развития эмоционально - нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР.

В последнее время в отечественной и зарубежной педагогической литературе заметно увеличился интерес к проблемам эмоционального и социально-нравственного развития детей с ОНР.

Публикация «Театрализованная игра как средство развития эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Нарушение речи уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей.

Исследователи отмечали, что главной целью воспитания и обучения ребенка с нарушением речи, является гармоничное развитие его личности. Основная задача состоит в том, чтобы, наиболее полно используя компенсаторные возможности ребенка, избежать дефицита развития не только в познавательной сфере, но и в эмоциональном и социальном плане.

Нарушение речи создает серьезные препятствия в процессе культурного развития ребенка, так как вторичные и последующие отклонения в структуре нарушения обуславливают тяжелые последствия. Дефицит эмоционального общения приводят к задержке развития эмоций и чувств. У дошкольников с нарушением речи затруднено понимание эмоций, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений. У них, позже, чем у других детей, формируются умения регулировать свои эмоциональные состояния. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими эмоциональные состояния. В основе этих особенностей лежат ограниченность общения детей, недоразвитие речи как средства взаимодействия, недостаточность представлений о явлениях социальной жизни, более позднее приобщение к художественной литературе. Однако при правильно организованном процессе обучения ребенок с нарушенной речью по уровню нравственного развития может приблизиться к сверстникам.

Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры. Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А. В. Запорожец).

Дети дошкольного возраста с нарушениями речи нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке эмоционального развития. В социальном и особенно нравственном развитии ребенка чрезвычайно важную роль играют специфически человеческие эмоции : сострадание, сопереживание, сочувствие. Развитие социальных эмоций тесно связано с воздействиями взрослого, особенностями приобретаемого ребенком опыта общения и деятельности, которые приводят к образованию эмоционально-когнитивных обобщений, формированию образа социальной ситуации и в конечном итоге к складыванию целостной картины мира. Это становится возможным благодаря появлению эмоционального воображения – своеобразной внутренней деятельности, представляющей собой, то единство аффекта и интеллекта, которое характерно для высших специфически человеческих чувств.

Изучение социальных эмоций, проведенное А. В. Запорожцем, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович, Л. Н. Стрелковой, Т. П. Хризман и др., показало, что при переходе от раннего к дошкольному возрасту по мере усложнения деятельности изменяется содержание эмоций, а также их место в общей структуре деятельности. На смену аффективной импульсивности, непроизвольности, неустойчивости приходят стабильные эмоциональные отношения – чувства, которые определяют систему нравственных, этических и других ценностей ребенка, детерминируются его опытом, усвоением социальных норм и правил в ходе разных видов деятельности. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте понимается как усвоение детьми норм и правил поведения, как формирование моральных качеств и черт характера. Исследователи выделяют трехкомпонентную структуру нравственности, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Формирование у детей нравственных представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение.

Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания : общения, игры, изобразительной деятельности, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий.

Игре как средству эмоционально-нравственного развития дошкольников с отклонениями в развитии придается особое значение, при этом подчеркивается эффективность влияния театрализованных игр на процесс нравственного воспитания, их роль в формировании личностных качеств и поведения детей.

Театрализованная игра является одним из эффективных средств эмоционально-нравственного воспитания дошкольников с ОНР при условии ее сочетания с другими видами детской деятельности. Эмоциональное и нравственное развитие – два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания дошкольников и осуществляются одновременно.

В театрализованной игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения – учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Однако возможности использования театрализованной игры как эффективного средства эмоционально-нравственного развития и воспитания дошкольников с ОНР остаются недостаточно изученными.

Под театрализованной игрой понимается деятельность, моделирующая социальные отношения и подчинённая содержанию текста или проблемной ситуации, которые в свою очередь определяют основные черты образов персонажей, их действия и переживания. Для передачи образа, который складывается на основе представлений и развивающегося воображения, ребенку необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения. В исследованиях учёных подчеркивается важность использования данного вида игр, как средства эмоционально и социально -нравственного воспитания детей с различными отклонениями в развитии.

В процессе проведения театрализованных игр реализуются следующие задачи:

вызывать и поддерживать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, к игре как к деятельности, к партнерам по игре;

• учить детей понимать эмоции персонажей и их связь с поступками путем принятия роли и реализацию различных вариантов ролевого поведения;

• формировать представления о доброжелательном поведении, его формах и использовании в условиях игры;

• обогащать средства речевого выражения эмоциональных состояний.

Использование театрализованных игр в целях эмоционально-нравственного воспитания детей требует соблюдения следующих условий:

• создание предметно-игровой среды;

• подбор специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр;

• включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия.

Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности педагогов, психолога, музыкального работника, учителя по физическому воспитанию.

Работа по эмоционально-нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр проводится последовательно в три этапа.

На первом этапе основное внимание придаётся формированию интереса к действиям и общению с куклами; знакомству с эмоциональными состояниями, способами их невербального и вербального выражения, а также образцами поведения по отношению к кукле и игрушкам-животным; оценке поведения персонажей. На данном этапе использовались игры дошкольников с куклами, режиссерские игры педагога, игра-драматизация с участием детей на основе специально составленных рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)», «Злой Бубу и добрый зайка», «Вместе весело!», «Помоги Кате» и др.)

На втором этапе взрослые развивают интерес к эмоциональным проявлениям и поведению персонажей; учат детей использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций персонажей в процессе перевоплощения в театрализованной игре; определять значимые мотивы взаимоотношений персонажей. В процессе работы используются самостоятельные игры дошкольников с куклами и театральными игрушками, игры-имитации, режиссерские, образные и ролевые игры с активным участием взрослого.

На третьем этапе работы по эмоционально-нравственному воспитанию детей внимание акцентируется на совершенствовании понимания эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, удивление) по мимике, пантомимике и смысловому контексту ситуации, на анализе их причин; на обучении технике создания целостного игрового образа посредством мимической, пантомимической и речевой выразительности в процессе театрализованных игр. Дошкольников учат анализировать поступки детей и взрослых, оценивать их с точки зрения усвоенных норм и правил поведения. В основе театрализованных игр лежат специально разработанные рассказы «Почему Нате грустно?», «Сломал» и др. Помимо режиссерских и ролевых игр на заключительном этапе обучения широко используют игры-спектакли («Три поросенка», «Репка» и др.) и театрализованные действия на праздниках и развлечениях («Праздник осени», «Мамин день» и др.).

Помимо инсценирования рассказов и сказок применяются игры-драматизации на основе ситуаций из жизни детей и проблемных ситуаций. Работу с ними рекомендуется строить следующим образом: педагог демонстрирует картину, изображающую конфликтную ситуацию (дети дерутся, которая внимательно рассматривается детьми. Затем взрослый спрашивает их о том, кто изображен на картинке и что случилось. С помощью игрушек он демонстрирует и рассказывает, как произошел конфликт, используя при этом таблички с написанными предложениями. В итоге получается небольшой рассказ, который является основой для последующей режиссерской игры. В дальнейшем совместно с психологом дошкольники обсуждают и проигрывают различные конструктивные варианты выхода из конфликтной ситуации, которые затем реализовываются в играх драматизациях.

В качестве заключительного этапа по сюжету рассказа или сказки проводится театрализованная игра-спектакль, которая может выступать как развлечение или фрагмент праздничного концерта. В подготовке к ней могут участвовать все дети и взрослые. Часть дошкольников выполняет роли актеров театра, другая часть, а также сотрудники учреждения и родители – роли зрителей. На занятиях по ознакомлению с окружающим важно расширять представления детей о правилах поведения в театре и его атрибутах. На занятиях по изобразительной деятельности дошкольники совместно с воспитателем изготавливают декорации, билеты, афиши, цветы для актеров. В свободное время и на занятиях по развитию речи дети-актеры могут «репетировать» ролевые диалоги, на занятиях по игре – ролевое поведение. После «спектакля» дети и взрослые обмениваются своими впечатлениями; интересуются, какую роль выполнял тот или иной ребенок; что было самым интересным в спектакле; изображают понравившиеся им моменты сюжета или роли. Это общение способствует закреплению чувств и эмоций, которые дошкольники испытывали в процессе игры.

Таким образом, осуществление работы в соответствии с описанными направлениями будет вызывать у детей потребность в активном выражении чувств, сопереживании персонажам; стимулировать не только мыслительную деятельность, но и пробуждать воображение, что необходимо для эмоционально нравственного воспитания и развития игры как деятельности. Эффективность этих процессов зависит от содержания работы, суть которой в создании игровых ситуаций с нравственным содержанием с целью формирования у дошкольников «эмоциональных образов» проблемной ситуации и соответствующих ей действий.

Использование театрализованных игр нужно сочетать с другими направлениями работы по эмоционально-нравственному воспитанию. Параллельно обучению театрализованной игре проводиться развитие сюжетно-ролевой игры, в которой дети учатся использовать игрушки и предметы-заместители, принимать на себя роль, действовать в соответствии с ней, обогащать своё ролевое поведение за счет выразительных движений и жестов. Большое внимание нужно уделять обучению навыкам взаимодействия со сверстником и взрослым. Для стимулирования воображения детям предлагаются игры, которые требуют перевоплощения, способности создавать образы на основе уже имеющихся впечатлений, а также нахождения различных вариантов персонажа в соответствии с нравственной ситуацией игры.

Важным аспектом эмоционально-нравственного воспитания является обогащение представлений детей о взаимоотношениях людей, их чувствах, переживаниях в процессе ознакомления с окружающим миром, просмотра мультфильмов, организации праздников.

На всех этапах коррекционной работы особое внимание уделяется обучению дошкольников пониманию текста и развитию их речи. В ходе работы над текстом в первую очередь обеспечивается понимание фактического содержания, что является основой для появления первоначальных нравственных представлений, введения соответствующего словаря. Для этого можно использовать специальные тексты, методические средства и приёмы : инсценированный рассказ, анализ иллюстраций к текстам, рассказывание, ответы на вопросы и другие задания, уточняющие содержание рассказа.

Важное значение имеет развитие эмоциональной выразительности речи и движений на музыкальных и физкультурных занятиях. Дошкольников учат использовать различные средства эмоциональной выразительности в процессе музыкально-ритмических движений, во время игры на музыкальных инструментах, музыкально-двигательных игр по сюжетам рассказов и сказок с нравственным содержанием. Развитие речевых и интонационных средств выразительности речи достигается с помощью речевой ритмики. В процессе работы над произношением на материале текстов, игровых ситуаций ведётся работа по развитию логического ударения, изменению силы и высоты голоса, овладению темпо-ритмической стороной речи. Широко используются игры-имитации и подвижные игры, которые сочетаются с выразительными движениями и речью.

Изучение особенностей эмоционально-нравственного развития дошкольников с нарушениями речи выявило отставание в восприятии и опознании эмоциональных состояний детей и взрослых, в понимании их причин, в обобщении представлений о принятых в обществе правилах поведения. У дошкольников с нарушениями речи выявлена специфика всех компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента обнаружило ограниченность и недифференцированность представлений об эмоциях; трудности в понимании причин поступков. При создании специальных условий дошкольники могут научиться понимать доступные им эмоциональные состояния и настроение окружающих, элементарные правила поведения и взаимодействия; проявлять свое отношение к ним, выражать собственные эмоции и переживания с помощью выразительных средств.

Таким образом, комплексная работа по эмоционально - нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями речи с использованием театрализованной игры будет в значительной мере способствовать расширению и закреплению их представлений об эмоциях и правилах поведения, развитию и обогащению игры, формированию моторных навыков, развитию речи, а также расширению возможностей общения. Это в конечном итоге усилит общий коррекционно-развивающий эффект обучения и воспитания, и будет способствовать совершенствованию всего процесса дошкольного образования и воспитания детей с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство развития эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 26 сентября 2020 в 18:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД