Получи документы

Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Кутуркина Валерия Дмитриевна
Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

На дальнейшем этапе исследования, исходя из полученных данных об исходном уровне развития коммуникативных навыков дошкольников исследуемой группы, была проведена разработка комплекса соответствующих, развивающих мероприятий театрализованной деятельности. Комплекс предложений включает в себя ряд театрализованных игр-инсценировок, а также цикл мероприятий, объединенных одной тематикой

Публикация «Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В данном случае важно отметить, что театрализованная деятельность становится наиболее эффективной в воспитании при разнообразии подходов, приемов, упражнений, которые вовлекают в реализацию творческого продукта, представления, требующего от его участников проявления интереса, открытости, коммуникативной активности, развитых средств выражения и пр.

Представляется, что театрализованная деятельность позволит детям не только научиться уверенно пользоваться речью, сблизиться в общении со сверстниками, упражнять конкретные коммуникативные навыки, например, свободно использовать речевые и мимические движения, координацию речи и движения, мимических движений и пр.

В процессе работы над отработкой реплик персонажей в театрализованной деятельности, дети также развивают выразительность речи, собственных высказываний, выравнивается интонационный строй, активизируется словарный запас, звуковая культура речи. Оказываясь в ситуации игры роли, наделенной особой эмоциональной окраской, у дошкольников воспитывается чувственное восприятие переживаний персонажа, что впоследствии позволяет использовать эти начала проницательности в живой беседе со сверстниками. Таким образом, одновременно развиваются лингвистический, социолингвистический, а также речевой компоненты коммуникативных навыков.

Так, ниже представлено описание предложенных мероприятий.

1. Театрализованная игра «Телевидение в лесу».

Цель мероприятия: развивать инициативное общение, навыки речевой и творческой импровизации, воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, вступать в диалог.

Оборудование: микрофон, элементы костюмов, либо аксессуаров, или маски различных лесных зверей и птиц, обязателен костюм совы.

Описание: дети делятся на подгруппы и им предлагается ситуация, в которой нужно каждому разобрать свою роль лесного зверя или птицы, надеть соответствующие элементы костюма. В каждой подгруппе выбирается ведущий, он надевает костюм совы, и выступает в роли репортера в лесу, берет интервью у лесных зверей и птиц, которых изображают дети. Театрализация в данном случае заключается в передаче характерных движений и звуковых имитаций выбранным персонажам. Когда дошкольники, дают интервью в данном случае, то говорят не от собственного лица, а от лица персонажей, но при этом импровизируют.

2. Театрализованная инсценировка «Телефон».

Цель мероприятия: развивать инициативное общение, воображение, планирование речевого сценария коммуникации, навыки речевой импровизации.

Оборудование: два стола и два стула, два телефона, ширма.

Описание: в комнате устанавливается легкая ширма, по одну и другую стороны ширмы расставляются столы со стульями, на столы ставятся телефоны. Дошкольникам предлагается инсценировать телефонный разговор на одну из предложенных тем, или событий. Внимание детей обращают на то, что приветствуется полная импровизация, они могут представить самих себя, или выступить в роли сказочных персонажей, имитировать поведение своих родителей или друзей, известных артистов и т. д. В инсценировке участвует по двое человек.

Перечень тем, предложен ниже:

– поздравить с Днем рождения и напроситься в гости;

– произошла неудача, а друг вас утешает;

– пригласить в кино собеседника, который не любит ходить в кино;

– тебе очень скучно играть одному, и ты приглашаешь друга поиграть в гости.

Важно, что в процессе данной инсценировки дети должны хорошо слышать друг друга через ширму. Разговор не следует ограничивать по времени. Если дети окончили разговор достаточно быстро, то не следует акцентировать на этом внимание, это тот порог способностей, который у детей есть на данный момент.

3. Театрализованная игра «Покажи сценку».

Цель мероприятия: развить умения инициировать разговор, логично выстраивать свою речь, искать средства выражения чувств и переживаний вербальными и невербальными способами.

Оборудование: не требуется.

Описание: дошкольникам предлагается разыграть ряд ситуаций. Каждый ребенок по очереди выходит перед остальными ребятами и моделирует заданную ситуацию. Если ребенок захочет, то может воспользоваться помощью сверстников, которые задают ситуацию по выбранным исходным данным.

Исходные ситуации в качестве примера представлены ниже:

– тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его;

– ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним;

– ты пришел в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе;

– ты потерял свою игрушку – подойди к детям и попроси тебе помочь ее найти;

– два мальчика поссорились – помири их;

– ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

– мальчик/девочка плачет – успокой его/ее;

– к тебе пришли гости в детский сад – расскажи им о нем, покажи комнату и игрушки.

4. Театрализованная игра «Рассмеши Царевну Несмеяну».

Цель – развить в детях навыки вербального и невербального общения со сверстниками, используя различные словесные приемы, а так же мимику, пантомимику, жесты.

Оборудование: стул, корона, различные украшения.

Описание: воспитатель в группе выбирает «Царевну Несмеяну», надевает на нее соответствующие атрибуты и объясняет детям, что Царевна грустная и ее нужно рассмешить. Дети должны по очереди подходить и пытаться рассмешить Царевну, используя речь, а так же пользоваться мимикой, пантомимикой, жестами. Педагог должен заранее предупредить детей, что правилами игры запрещается говорить обидные вещи ни про «Царевну», ни про кого-либо другого. Тот ребенок, который рассмешил «Царевну» садится на ее место и изображает грустный или обиженный вид.

5. Цикл мероприятий театрализованной деятельности на тему «Теремок».

Цель цикла – развитие коммуникативных навыков, вербальной и невербальной коммуникации, индивидуальная работа с детьми над выразительными средствами речи персонажей сказки «Теремок», формирование интонационного строя речи.

Для того, чтобы дети развивали свои навыки, их необходимо упражнять. Цикл предполагает этапы театрализованной деятельность, объединенные одной тематикой, от наиболее простого к более сложному. Дошкольники, развивая свои навыки в деятельности на одном этапе, к следующему подходят более подготовленными. Цикл дает возможность осмыслить собственные результаты театрализованной деятельности, и снова попробовать себя в той или иной роли уже учитывая недостатки предыдущего опыта.

5.1 Игры по ролям под выразительное чтение сказки «Теремок».

Цель мероприятия: развить способность слышать и воспринимать передачу образов через выразительные средства речи воспитателя, и пытаться интерпретировать их невербально, а также способность подбирать необходимые собственные выразительные средства для этой интепретации.

Оборудование: магнитофон, сказка «Теремок».

Описание: детям предлагается игра, в которой они помогут воспитателю проиллюстрировать сказку «Теремок». Дети пользуются мимикой, пантомимикой, жестами, но не используют вербальную речь. Особенно следует подготовиться к чтению сказки воспитателю. Следует максимально в процессе чтения передавать эмоции персонажей, путем выразительных средств речи передавать характерные их черты. Заблаговременно распределяются роли, дети слушают воспитателя и изображают действие. Важно, что чтение должно быть медленным, с паузами для воспроизведения действий детьми. Можно не делить детей на подгруппы, а предложить одну и ту же роль несколько детям для одновременного показа.

Например, можно взять наиболее подходящий отрывок из сказки:

«Знает лисонька – лиса в шубе вся ее краса. Шубки нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. По завалам, по оврагам ходит мишка косолапо. Любит он пчелиный мед, да малину с веток рвет. Прокатился шум лесной, под кустом притих косой. Уши длинные прижал, долго эхо провожал. Две лягушки – хохотушки прыгали, скакали. Лапкой – хлоп! Другой – хлоп! Щеки раздували. Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!». День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет. Ходит-бродит волк молчком, ушки серые – торчком. Мышка серая бежит по лесной дорожке. И от страха вся дрожит – испугалась кошки».

Таким образом, распределяются роли – лиса, медведь, лягушки, волк, мышка и кошка.

5.2 Театрализованная игра-имитация на фланелеграфе «Теремок».

Цель мероприятия: индивидуальная работа с детьми над выразительными средствами передачи образов персонажей сказки «Теремок» в постановке театра на фланелеграфе, развитие интонационного строя речи.

Оборудование: фланелеграф, картинки персонажей сказки.

Описание: дети делятся на подгруппы, подходят к фланелеграфу, остальные садятся в качестве зрителей. Воспитатель зачитывает эпизоды сказки, а дети играют на фланелеграфе соответствующими персонажами, но речь выбранных героев выразительно произносят самостоятельно по памяти. Если ребенок не прилагает усилий выразительно произнести речь персонажа с фланелеграфа, воспитатель делает акцент следующим образом «что-то не слышно мышку», «дети, а мышка ли это говорит?» и т. д.

5.3 Театрализованная игра «Теремок».

Цель мероприятия: через отождествление каждого ребенка с тем или иным персонажем, развить способности использования выразительных средств вербальной и невербальной речи, а также интонационного строя речи.

Оборудование: элементы костюмов (не маски) персонажей сказки «Теремок»; условно обозначенный «теремок», или стилизация на стене «теремка» из подручных материалов; магнитофон.

Описание: дети делятся на подгруппы по количеству персонажей сказки. Воспитатель зачитывает эпизоды, а дети непосредственно играют роли героев, произносят речь по памяти с выражением. В условиях цикла, дети уже будут готовы к игре. Если ребенок затрудняется в дальнейших действиях или речи, воспитатель подсказывает или зачитывает, что должен делать персонаж. После окончания игры, подгруппы меняются. Дети не участвующие в процессе игры занимают места зрителей.

Таким образом, предложенные рекомендации могут благоприятно влиять на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности. Комплекс работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ включает в себя отдельные театрализованные игры, доступные детям с любым уровнем развития и качества общительности, а также цикл упражнений, который содержит в себе несколько взаимосвязанных одной тематикой видов театрализованной деятельности, что обеспечивает дальнейшее развитие коммуникативных навыков дошкольников. В рамках представленного комплекса необходимо выдерживать последовательность этих мероприятий. Именно за счет постепенного усложнения заданий и уже полученного прежде опыта в театрализованной игре, которая является наиболее интересным видом деятельности для дошкольников, возможно положительным образом влиять на развитие их коммуникативных навыков.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 08:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кутуркина Валерия Дмитриевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД