Получи документы

Театр как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Стребкова Олеся Олеговна
Театр как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

то такое театр?

«Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задачи, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми».

К. С. Станиславский.

Публикация «Театр как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Фраза «крылатая» бесспорно. Но это же, как надо работать воспитателю в группе с детьми, чтобы театральная деятельность – стала средством общения между детьми, раскрыла душу и сердце каждого из них и стёрла барьер воспитатель – ребенок, а еще развивала ум и телесную пластичность. Но, наверное, мы воспитатели это все и делаем, только никогда не задумываемся об этом и не оцениваем свой труд.

Сегодня не буду больше приводить высокопарных фраз и утомлять ими ваш слух, а просто расскажу на своем примере, как в моей группе идет работа над одним спектаклем.

Моя работа начинается с того, что я осознанно выбираю художественное произведение для работы.

Ищу сказку, чтобы в ней было побольше персонажей, чтобы текст предполагал доработку, додумывание со стороны детей, был полем для фантазии. А так же учитываю, чтобы в сказке не было ярко выраженных отрицательных персонажей, т. к. придётся эту роль взять на себя или вводить в действие куклу, а я поставила перед собой цель: учувствуют в спектакле только дети. Ну, вот сказка выбрана - «Зимовье зверей».

Сказку выразительно читаю детям, затем провожу беседу, поясняющую и выявляющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, предлагаю детям объяснить, почему сказка называется «Зимовье зверей», а не просто «Дом зверей» или разбираем с детьми фразу «щепу драть», что такое щепа и как ее дерут, затем это делают, объясняем слово «конопатить», зачем в доме ставили лавки, что такое подполье и другие фразы. Дети с удовольствием принимают участие в обсуждении, высказывают свои предположения, свое мнение.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. Рассматриваем иллюстративный материал к одной сказке в разных книгах, так как художники изображают героев сказки по-разному. При рассматривании особое внимание уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.

(«Что с ним?», «Почему он такой?» и т. д.)

Затем начинайся работа по накоплению эмоционального опыта ребенка без этого сказка не получится. На этом этапе предлагаю детям поговорить о каждом герое сказке и попытаться охарактеризовать его. Дети получают задание слепить фигурки из пластилина, каждый должен рассказать о вылепленном герое; петух у меня веселый, он все время поет песни и смотрит в даль, чтобы охранять зимовье от разбойников; я слепил быка – он строгий, справедливый сильный, смелый; а я слепил волка – он тоже смелый, хитрый, ходит тихо, он хороший охотник и т. д.

Следующий этап – это пересказ сказки на столе, дети во время перессказа говорят по ролям, и передвигают фигурки, которые вылепили сами.

Разбираем пересказ сказки, особо отмечаются дети, которые с помощью интонации смогли подчеркнуть характер, повадки своего персонажа.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании фраз из спектакля, например беру фразу: «Давай друг зимовье строить?». Предлагаю детям сказать ее: громко, тихо, грустно, быстро, медленно, радостно и т. д. Берутся так же другие фразы. Это игра проводится много раз. Так у детей развивается методико – интонационная выразительность, плавность речи.

В театральной игре детей должны имитировать движения персонажей. Для этого использую театральные этюды.

Например: «Этюд кота».

«Котик умывался, лапкой вытирался

Спинку прогибал, хвостиком махал,

Громко; «Мяу!» кричал, мышей разгонял (дети показывают этюд с помощью движений, пластики тела.

Так проводится этюд для каждого героя сказки. Во время проведения этюдов совершенствуется их координация, воспитывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речи – двигательного анализатора; балансируют процессы возбуждения и торможения.

Помогают мне в работе по накоплению эмоционального опыта детские музыкальные инструменты. предлагаю для каждого героя подобрать свой музыкальный инструмент: труба – бык, ложки – идет баран, петух – колокольцы, кот – металофон, и т. д. Дети играют мелодию, каждого персонажа получают удовольствие, радуются.

С ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В этом немаловажная роль в театральной деятельности.

Продолжаем с детьми работать над текстом. В сказке текст подан сухо, в одной фразе содержится несколько действий героев, например: «Встретил бык барана и говорит: пойдем зимовье строить». Как это сыграть детям? Вот здесь и начинаем с детьми творить: Как будет идти бык, что в это время делал баран, как они встретились, что сначала сказали друг другу, что потом и т. д. Так идет обсуждение и додумывание всей сказке, дети очень активно включаются в работу, т. е. из простого текста сказки, мы вместе с детьми сочиняем сценарий. Дети предлагают в момент наступления осени сделать танец с листочками, когда будет, появляются, новый персонаж в спектакле он споет свою небольшую песенку, зимовье герои будут строить из большого конструктора, лавкой послужит кушетка из больницы, жердочкой для петуха будет стул и т. д. Все предложения детей принимаются, я делаю пометки, чтобы ничего не забыть (кто, что из персонажей говорит, кто что делает).

Следующий этап это костюмы. Предлагаю детям элементы костюма в данном случае – это будут ушки и рога из цветной бумаги, которые крепятся с помощью скотча к ободкам. Вроде бы все готово, дети с нетерпением ждут репетиций, самого действия. Начинаем распределение ролей «Лес рук, все идет как по маслу, меня переполняет радость». Дети хотят играть в сказку…

И все бы ничего, да вот свинью – никто из ребят играть не хочет… Дети говорят, что свинья – животное грязное, ленивое, они считают, что если они сыграют роль – свиньи, все будут смеятся над ними. Пришлось свинью реабилитировать. Обращаюсь за помощью к родителям, которые проносят энциклопедию о животных. Читаю детям о свинье, как она ухаживает за поросятами. Что свинья животное очень умное и быстро дрессируется. Часто выступает в цирке с веселыми аттракционами. А еще напоминаю о том, что в нашей сказке бык ласково называй ее Хавроньей. Она тоже помогает строить зимовье и защищает его от волков. Дети после этого разговора меня ют свое мнение и вот уже есть кандидаты на роль Хавроньи.

Сначала сказку проигрываем с более активными ребятами, затем более стеснительные и замкнутые дети выступают в главных ролях. Дети хотят показывать спектакль еще и еще. И наступает такой момент, когда дети могут самостоятельно организовать представление и показывать друг другу.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Консультация для родителей «Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр» "Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр" # Сидим дома с пользой. Консультация для родителей "Театр - это волшебный мир.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:

Публикация Театр как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Стребкова Олеся Олеговна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Театр как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 мая 2022 в 14:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД