Лучший педагог года

Танцевально-двигательная терапия как метод оказания психологической помощи

Алексей Дудко
Танцевально-двигательная терапия как метод оказания психологической помощи

Аннотация. В статье рассматривается танцевально-двигательная терапия как одно из современных направлений в психокоррекционной работе. Представлены принципы проведения, основные направления, этапы и техники в танцевально-двигательной терапии.

Ключевые слова. Танец, танцевально-двигательная терапия, движение, экспрессия, эмоция, коммуникация, психологические качества.

Публикация «Танцевально-двигательная терапия как метод оказания психологической помощи» размещена в разделах

«Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать» Ж. -Б. Мольер

Танцевально-двигательная терапия один из методов коррекционно-терапевтической работы, получивший научное обоснование в начале 20-го века в рамках возникновения и развития психодинамического подхода в психотерапии. Конечно, собственно танец был известен очень давно и активно использовался людьми в целях физического развития и эстетического воспитания человека, однако теоретические предпосылки для определения танца как средства оказания психологической помощи появляются в трудах К. Г. Юнга, который считал, что переживания, выраженные танцем (он называл это «активным воображением», могут извлечь неосознанные потребности из бессознательного, сделать их доступными для анализа и катарсического переживания. Движение в танце, считал К. Г. Юнг, является визуализацией бессознательного, а душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь [3].

Конечно, в первую очередь, танец влияет на эмоциональное состояние человека, способствует выражению чувств, развивает экспрессию, выражение и высвобождение чувств. Современная психология рассматривает человека как целостную структуру, где изменения в одной сфере жизни ведут к изменению и появлению нового в других. Так, например, постоянные занятия танцами изменяют двигательные стереотипы, привычки поведения, человек становится более спонтанным и раскрепощенным, у него исчезают мышечные зажимы. В результате появляются гибкость и пластичность не только в теле, но и в других сферах его психики, человек становится более адаптивным, уверенным в себе, повышается его уровень толерантности к воздействию стрессоров, растет психологическая устойчивость в сложных ситуациях и в жизни в целом. Появляются новые качества личности, растет проявление индивидуальности, искренности, происходит принятие себя [4].

Кроме того, танец является прекрасным инструментом улучшения коммуникативной стороны жизни человека. Он помогает налаживать отношения между людьми, изменяет стереотипы восприятия в коммуникациях, формирует новые конструктивные качества личности. Танец имеет большое значение в преодолении конфликтов у супружеских пар, помогает повышать чувствительность к партнеру. Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолевать инфантилизм, учит взрослости. А женщине помогает научиться доверять мужчине и уважать его.

Такой древний вид танца как круговой формирует становление чувства общности, сопричастности к группе. Он помогает преодолеть чувство одиночества, развивает чувство внутригруппового единства, изменяет стиль общения с окружающими и учит выстраивать конструктивные межличностные отношения.

Являясь инструментом терапевтического воздействия, танец реализуется в методе танцевальной терапии, уже давно ставшей самостоятельным направлением в психокоррекционной работе. Танцевальная терапия, а точнее, танцевально-двигательная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Она базируется на нескольких принципах, первым из которых является принцип осознания, когда человек вначале учится сосредотачиваться на своем теле, ощущать его, осознавать его отдельные части, следить за дыханием, выражением своих эмоций. Человек учится воспринимать свое тело в постоянно изменяющемся движении, а не как статичный застывший предмет, объект или субъект. Отсюда вытекает следующий принцип – принцип активности, предполагающий, что человек находится в постоянном изучении самого себя. Еще одним важным принципом является принцип отсутствия идеальной модели тела, к которой следует стремиться, он учит человека относиться к себе не оценивая себя, уважать и принимать себя, таким какой он есть.

Танцевально-двигательная терапия может быть представлена в форме

неструктурированного танца, структурированного танца и аутентичного движения.

Неструктурированный или спонтанный танец является одним из основных методов

танцевальной психотерапии. Основной задачей неструктурированного танца является

создание возможности самовыражения и выражения отношения к чему или кому-либо. Через

структурированный танец происходит обучение танцующих моделям исполнения

конкретных танцев, представляющих культуры разных народов, и, таким образом, присвоение двигательного и эмоционального опыта людей, участвовавших в формировании и эволюционном развитии танца. Кроме того, обучение структурным, например, бальным танцам, формирует у исполнителей такие важные психологические качества, как организованность, произвольность, ритмичность, развивает эстетические чувства, музыкальный слух. Необходимость выступать перед публикой развивает способность не бояться публичных выступлений, укрепляет групповую и парную сплоченность, учит эмпатии и умению оказывать психологическую поддержку партнерам.

Аутентичное движение представляет собой спонтанную танцевально-двигательную импровизацию, идущую от внутреннего ощущения и включающую в себя опыт прошлых переживаний личности. Основателем этого метода является Мэри Старк Уайтхаус, которая считает, что в этом процессе активируются участки психики, ответственные за бессознательное [3]. Аутентичное движение представляет собой внутренне направленные движения, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями и во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, который сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся. Так же, как и метод неструктурированного танца, метод аутентичного движения направлен на выражение разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания.

На сегодняшний день танцевально-двигательная терапия представляет собой эклектический подход, собравший в себя различные направления и методы танцевально- двигательной работы. Кроме использования структурированных и неструктурированных танцев и аутентичного движения, к ним относятся кинестетическая эмпатия, целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений с целью выражения через танец универсальных человеческих понятий, техники работы с «мышечным панцирем» и много другое. Большое внимание уделяется работе по экспериментированию с движением и прикосновением, использованию невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, организации различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами и многое другое [2].

Сеанс танцевально-двигательной терапии длится обычно 40-50 минут. Занятия бывают как групповые, так и индивидуальные, также могут быть занятия в парах. На сегодняшний день наиболее распространенной является групповая форма работы, которая может сочетать в себе элементы как индивидуальной, так и парной танцевальной терапии.

Нам кажется, что у танцевально-двигательной терапии как одного из направлений арт-терапевтической психологической коррекции большое будущее. Кроме развития в самовыражении и самопознании через искусство, у человека развиваются способности к конструктивным действиям с учетом реалий окружающего мира. Кроме того, применение этого направления в работе не имеет возрастных ограничений и может применяться в коррекции психологических проблем как у взрослых, так и у детей [1].

Список литературы :

1. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия : тело как зеркало души.

Журнал практической психологии и психоанализа, No 1-2, 2001.

2. Бурменская Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое

консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990. 134 с.

3. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-

двигательная терапия. СПб. : Речь, 2006. 286 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. М., 2005. 749 с.

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Фотоотчет «Всемирный день оказания медицинской помощи»Фотоотчет «Всемирный день оказания медицинской помощи» Человеческая жизнь очень хрупка. Она может оборваться в любой момент потому, что ежедневно каждого из нас подстерегает опасность на дорогах,.

Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна»Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна» Фотоотчет о проведении Психологической акции "Всемирный день сна". Наступила вена! И многие люди очень остро реагируют на смену сезонов.

Танцевально-развлекательная программа «Зеленая дискотека»Танцевально-развлекательная программа «Зеленая дискотека» 10 ИЮНЯ 2022 года в детском саду «Радость», было особенно весело, потому что у нас прошла танцевально-развлекательная программа «Зеленая.

Фотоотчёт о танцевально-развлекательном мероприятии «Дискотека для зверей»Фотоотчёт о танцевально-развлекательном мероприятии «Дискотека для зверей» Дискотека, дискотека! Вот потеха, так потеха, Горы шуток, много смеха! Вот что значит дискотека! Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать.

Мастер-класс по изготовлению танцевально-игровой атрибутики «Ромашка». Конструирование из бумагиМастер-класс по изготовлению танцевально-игровой атрибутики «Ромашка». Конструирование из бумаги Наличие танцевально-игровой атрибутики, является важным элементом развивающей музыкальной среды. Каждый музыкальный руководитель стремится.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Видео танцевально-ритмической композиции «Стирка»Видео танцевально-ритмической композиции «Стирка» Предлагаю описание и видео весёлого, ритмичного и энергичного танца для детей старшего возраста. Композиция направлена на развитие координации.

Танцевально-ритмическая композиция «Светит солнышко»Танцевально-ритмическая композиция «Светит солнышко» Композиция на музыку А. Ермолова Задачи: развитие выразительности движений, чувства ритма, координации движений, памяти и внимания, быстроты.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Танцевально-двигательная терапия как метод оказания психологической помощи
Опубликовано: 18 марта 2023 в 20:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД