Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Антипина Анастасия Александровна
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью,

основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность

взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет

являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что

ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой

обстановке

С. Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры,

который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и

вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для сюжетно-ролевой игры свойственны следующие черты:

эмоциональная яркость, энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность,

творчество.

Согласно концепции Д. Б. Эльконина, сюжетно - ролевая игра является

проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста

с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием

внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно

реальными условиями жизни ребёнка в обществе

Виды сюжетно ролевых игр

1. Игры на бытовые сюжеты : семья, дни рождения, поход в гости.

2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин,

библиотека, почта, парикмахерская, больница.

3. Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты

и прочее.

4. Игры на темы литературных произведений.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные

манипуляции с куклами.

Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры

детей в старшем дошкольном возрасте

1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как

устойчивость, развитие, динамика.

2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.

3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового

творчества, формируется перспектива игры.

4. В коллективе детей происходит совместное моделирование

разнообразных взаимоотношений между людьми.

5. В коллективе детей происходит совместное построение развития

сюжета игры.

6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание,

применение разнообразных средств выразительности.

7. Речь дошкольника так же занимает значительное место в реализации

его роли в игре.

8. Важно применение предметной среды.

9. В коллективе детей при ведении сюжетно-ролевой игры становится

важным соблюдение правил.

В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной

инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в

существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и

приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Согласно мнению А. Н. Харчевниковой, ролевые игры детей старшего

дошкольного возраста не просто имитируют окружающую жизнь ребенка,

они являются выражением свободной деятельности детей. Ведь сочиняя и

копируя определенные действия, дошкольники проявляют свой характер,

свое осмысление жизни. Сюжетно-ролевую игру не стоит считать только

экспериментальной площадкой, на которой дети пробуют, подвергают

рассмотрению сведения о жизни, в данном виде игры происходит выработка

потребностей ребенка, переосмысление окружающего мира [54, с. 97].

Также основываясь на мнении Д. Б. Эльконина, стоит отметить, что

игра по своей сути имеет социальную природу. Сюжетно-ролевая игра имеет

определенные структурные компоненты

сюжет;

– содержание;

– роль.

Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается

детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к

выбору сюжета, первоначально его обсуждают, на примитивном уровне

планируют развитие содержания. В последующей деятельности

формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых

впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов,

рассказы взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком при

помощи той роли, которую он на себя принимает. Роль является средством

осуществления сюжета и основным элементом сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка старшего дошкольного возраста роль – это его игровая

позиция. На протяжении дошкольного детства формирование роли в

сюжетно-ролевой игре совершается от осуществления ролевых действий к

ролям-образам.

В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений

игровые и реальные:

– игровые отношения – это отношения по сюжету и роли;

– реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров,

товарищей, которые исполняют совместное дело.

Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на

формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного

возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или

иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он

начинает осмысливать свое место в ней.

В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять

свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно ролевая игра

содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм

управления своим поведением, повиновения правилам формируется

собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных

типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее

трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для

импровизации, у детей развивается творческое воображение.

В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками

ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике

постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к

всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно

появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных

обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты

поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты.

Продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от

постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение

опыта содействует развитию социально-коммуникативных навыков ребенка-

дошкольника.

Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с

правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами

распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет

соответствующим содержанием.

Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в

ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений,

разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания,

распределении ролей, игрового материала – дети учатся учитывать интересы

партнеров по игре, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология»Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология» Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста "Детская стоматология" Цель: сформировать игровые навыки детей в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Полицейский. Угон автомобиля» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Полицейский. Угон автомобиля» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование и обогащение игрового опыта воспитанников. Задачи: - расширять представление о профессии полицейского; - воспитывать.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты» Задачи: • Расширять и углублять знания и представления детей.

Сюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возрастако дню сказочных домиков на МААМ Сорокина Анжела Валерьевна.

Библиотека изображений:

Публикация Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Антипина Анастасия Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2023 в 20:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД