Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Юлия Максакова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Федеральная образовательная программа дошкольного образования оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса. Такая игра успешно решает поставленные задачи и является ведущей в этом возрасте. С помощью сюжетно-ролевой игры дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей, и в воображаемых условиях моделируют жизнь взрослых и отношения между ними.

Так что же такое игра?

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников» размещена в разделах

Игра это самостоятельная деятельность ребенка, импровизация, в которой ребенок не продумывает свою роль, замысел игры развивается спонтанно. В этой игре ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, учится взаимодействовать с ними, осваивает социальный опыт, мир человеческих отношений. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Игра это взаимоотношения, которые формируются поэтапно, начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения на уровне постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий. Так незаметно для ребенка и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих компонентов: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом игры является сюжет. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия, такие как крутить руль автомашины, готовить обед является одним из основных средств реализации сюжета.

Далее это содержание игры. Его определили как то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль является средством реализации сюжета. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. Это возникает вследствие того, что образцы поведения детей различны. Развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит на протяжении всего дошкольного периода : от исполнения ролевых действий до ролей - образам. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.

Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают ребята самостоятельно, это игры, которые придумывают сами дети. Они отражают знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Любой ребенок может выбрать, кем он хочет быть в игре. С помощью фантазии и воображения, он легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Творческая составляющая сюжетно-ролевой игры проявляется в том, что ребенок как бы превращается в того, кого он хочет изобразить, он искренне верит в то, что происходит вокруг него, и также искренне радуется или огорчается происходящим в игре событиям. Согласно федеральной образовательной программы, игра остаётся ведущим видом детской деятельности ведь для ребенка это самый доступный вид деятельности. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы красочные атрибуты и условия для развития игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Осуществлять игровую деятельность детей необходимо последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Список литературы:

1. Комарова, Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников / Т. В. Комарова, О. В. Пронина, В. А. Астапова // Молодой ученый, 2018.

2. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособ. для воспит. / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, И. Жуковская. – М., 1984.

3. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание, 2006.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Банк» в рамках развивающего курса «Расскажу обо всём» и развития навыков финансовой грамотностиСюжетно-ролевая игра «Банк» в рамках развивающего курса «Расскажу обо всём» и развития навыков финансовой грамотности Осуществляется преемственность со школой. Старшеклассники пришли к детям подготовительной группы и провели игру по финансовой грамотности.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольниковСюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольников СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА - ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Огромный вклад в развитие личности ребёнка вносит игровая деятельность. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 20:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД