Получи документы

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака»

Елена Бубнова
Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака»

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака»

Задачи:

1. Обобщить имеющиеся у детей знания о традициях и быте Кубанского казачества, познакомить с некоторыми кубанскими казачьими играми.

2. Формировать умение входить в образ героя, понимать его интересы и нравственные ценности.

3. Совершенствовать умение самостоятельно создавать игровую обстановку для задуманного сюжета, включать в игру личные впечатления о жизни.

Публикация «Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста „В гостях у казака“» размещена в разделах

4. Способствовать развитию инициативности, возможности выражать задуманную сюжетную линию посредством последовательных действий.

5. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, уважения к старшему поколению.

Предварительная работа: Беседы о жизни и быте казачьей семьи, рассматривание иллюстраций. Экскурсии в краеведческий музей, мини-музей предметов казачьего быта в ДОУ, рассматриванием макетов «Казачье подворье», «Хата». Обогащение словаря детей новыми понятиями : хата, макитра, рушник, самовар, колодец, чугун, прялка.

Материалы: Макет казачьей хаты с подворьем, рушник, самовар, подкова, 2 клубка шерсти, два коврика - голубой и зеленый, деревянный конструктор, цветы для украшения, фигурки животных, набор детской посуды, корзинка с овощами, удочки, фигурки рыб, кони-палки, ведерки, аудиозапись кубанских песен, аудио проигрыватель.

Ход:

В группу заранее принесены предметы кубанского быта (макет казачьей хаты, рушник, самовар). Воспитатель с детьми рассматривают макет казачьей хаты и ведут беседу о жизни казаков.

Воспитатель: Как вы думаете, в такой хате жила казачья семья?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие семьи вообще бывают?

Дети: Разные, большие и маленькие.

Воспитатель: Правильно, у каждого человека семья особенная, со своим укладом жизни. К примеру, в старину наши предки казаки создавали большие дружные семьи. А как вы думаете, из кого состояла большая казачья семья?

Дети: Папа, мама, дети, бабушки, дедушки.

Воспитатель: Все верно, в старину казаки жили большими семьями, по несколько поколений в одной хате. Ребята, а вы хотите поиграть в семью?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю не простую семью, а казачью. Ребята, вы хотите больше узнать о жизни казаков, чем они занимались?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда предлагаю вам отправиться в прошлое казачьей семьи. У каждого члена семьи были свои обязанности. Кто знает, чем занимались члены семьи дома?

Дети перечисляют членов семьи (старый казак, его жена казачка, молодой казак, его жена, дети-казачата) и их обязанности.

Воспитатель: Отлично, и для начала, что мы сделаем?

Дети: Договоримся о правилах игры, распределим роли.

Воспитатель: Правильно. Кто был главой казачьей семьи?

Дети: Самый старый казак, его все уважали.

Воспитатель: Вы правы, и это очень важная роль! Кто на себя готов ее взять?

Выбор детей.

Воспитатель: Глава семьи выбран, кто будет в роли его жены, старой казачки?

Выбор детей.

Воспитатель: Кто будет играть роль молодого казака и его жены?

Выбор детей.

Воспитатель: Казачьи семьи всегда были богаты на детей, поэтому роли казачат могут играть несколько человек.

Выбор детей.

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что казаки всегда селились рядом друг с другом. Для чего они это делали?

Дети: Чтобы всегда помочь друг другу, не оставить соседей в беде.

Воспитатель: Правильно, казаки были очень дружными и гостеприимными. И поэтому двум нашим ребятам предлагаю роли соседей казачьей семьи. Все согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда мы начинаем! Где будет жить наша большая казачья семья?

Дети: В хате.

Воспитатель: Хорошо, а кто будет строить хату?

Дети (казак) : Хату будет строить вся дружная семья, от мала до велика, и соседи тоже нам помогут.

Воспитатель: Какие материалы для этого понадобятся?

Дети: Камыш, солома, а стены обмажем глиной.

Проводится игра «Строим дом». Все дети строят дом – «хату» из деревянного конструктора, огораживают ее забором - плетнем.

Воспитатель: Какие казаки и казачки умельцы, добротную хату выстроили! Может быть, кто-то хочет предложить, как украсить нашу хату?

Дети (казачки) : Украсим хату цветами (украшают хату петриковскими узорами).

Воспитатель: Ребята, а для чего казаки украшали свои хаты?

Дети: Для красоты. Чтобы уберечь семью от бед.

Воспитатель: Правильно! Кто напомнит, какие домашние животные жили во дворе у казаков?

Дети: Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки, куры (дети выставляют фигурки животных на подворье).

Воспитатель: Вот и хата с подворьем готова! Казаки, новый день настает, утро раннее, скоро вам на работу отправляться. А казачки уже по хозяйству хлопочут.

Воспитатель включается в процесс игры по мере необходимости в качестве игрового партнера (соседка) в соответствии с сюжетной линией :

- Я до зари встала, каши в чугуне наварила, тесто в макитре замесила, хлеба в печи напекла (месит тесто в миске, печет хлеб). Казачки, может, кто-то из вас хочет приготовить наваристый борщ?

Проводится игра «Свари кубанский борщ». Казачки из корзинки с овощами отбирают только необходимые для борща овощи и готовят из них кубанский борщ.

Старая казачка : Я корову подоила, молочка парного принесла.

Молодая казачка : А я на стол накрываю! (Казачки несут самовар, раскладывают чашки и блюдца на столе).

Казачки : Просим всех за стол, угощайтесь! Соседи тоже проходите, садитесь!

Воспитатель: Хлеб да каша…

Дети: пища наша!

(Все садятся за накрытый стол, угощаются).

Молодой казак : Спасибо, казачки, за вкусную еду! Ну, а нам пора в поле! (несколько казаков садятся на коней и скачут в поле – участок группы, оборудованный зеленым ковриком).

Проводится игра «Подсолнухи». Игрок-земледелец стоит в стороне и запоминает, где находятся игроки-подсолнухи. По команде «Солнце!» земледелец отворачивается, а два «подсолнуха» меняются местами. Земледелец поворачивается и должен сказать, кто из игроков поменялся местами.

Воспитатель:

Казаки, вот вам два ведра,

А ну-ка, напои коня!

Проводится игра-эстафета «Напои коня». По сигналу конники едут наперегонки к ведрам с водой, поят своего коня. Победит тот, кто первым вернется назад (играет песня «Гопачок»).

Старый казак : Мы пойдем на рыбалку - рыбы на ужин наловим (несколько казаков берут удочки, уходят на рыбалку – участок группы, оборудованный голубым ковриком).

Проводится игра «Рыбаки и рыбки». Несколько «рыбаков» держатся за руки (держат невод). Остальные дети – «рыбки» медленно двигаются- «плавают от одного берега до другого». «Рыбаки», не размыкая рук, ловят «рыбок». Пойманные «рыбки» примыкают к рыбакам - «невод» становится все длиннее.

Воспитатель: Казачата, кто поможет домашних птиц покормить? (казачата уходят кормить уток, гусей, кур).

Воспитатель: А где же мы воду возьмем, чтобы напоить их?

Дети (казачка) : Я пойду к колодцу за водой (берет ведра, идет за водой, возвращается). И хату приберу (берет веник, подметает).

Дети (казачка) : А я пока малыша покормлю и спать уложу (кормит малыша и качает в люльке).

Воспитатель: Казачки, я много пряжи на прялке напряла, помогите смотать ее в клубочки? Кто из вас быстрее нитки в клубочки смотает, та и лучшая рукодельница!

Проводится игра-эстафета «Кто скорее намотает клубочек» (девочки мотают нитки на клубок, звучит песня «Прялица»).

Воспитатель: Все быстро справились с работой, вы настоящие казачки! Солнышко уже в зените, а казачьей семье целый день присесть некогда: казаки в поле работают и рыбу на реке ловят, казачки в хате прибираются, воду носят, еду в печи готовят, казачата взрослым помогают (все дети играют, выполняя свои ролевые обязанности). Но вот и вечер настает, казаки с работы возвращаются! (к хате подходят казаки).

Молодой казак : Весь день мы в поле работали, утомились!

Старый казак : А мы много рыбы наловили, устали! (показывает богатый улов).

Воспитатель: Все мы хорошо потрудились, можно и отдохнуть! Кто-нибудь из вас знает старинное казачье поверье про подкову?

Казачата : «Кто подкову найдет, к тому счастье придет»

Проводится игра «Передай подкову». Все казаки стоят по кругу и под музыку передают друг другу подкову. Музыка останавливается, и у кого последнего останется подкова, тот танцует или поет частушку (играет кубанская плясовая).

Воспитатель: Вот и солнышко село, день к концу клонится. Казачья семья ко сну готовится. Ребята, кто из вас хочет вернуться из казачьей семьи в нашу группу, может подойти ко мне.

Дети, подошедшие к воспитателю, обсуждают игру, остальные продолжают играть по собственному замыслу.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра в казачью семью?

Дети: Да!

Воспитатель: А в обычной семье чем занимаются наши родные?

Дети: Папа и мама ходят на работу, бабушка помогает по хозяйству, сидит с внуками, дедушка ходит на рыбалку.

Воспитатель: Можно сказать, что семья наших предков казаков и современная семья похожи? Чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а были какие-нибудь трудности, которые вы испытывали в игре? Всё ли нам удалось делать дружно? Если нет, то почему? А вы знаете правила крепкой и дружной семьи? Кто может их назвать?

Ответы детей :

-Нужно уважать своих родителей и помогать им.

-Почаще навещать бабушку и дедушку, если они живут отдельно.

-Говорить добрые слова своим родным, дарить им подарки.

Воспитатель: Верно, и если вы будете соблюдать эти правила, то вырастите настоящими казаками, достойными своих предков. Все вы очень старались, именно поэтому у нас получилась интересная и познавательная игра! Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии? Может быть, что-то вызвало затруднения? (ответы детей)

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Игровая ситуация «Показ фокуса» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. А ситуации, когда ребенок тяжело переносит.

Игровая ситуация в семейном детском саду «Медвежонок Умка в гостях у ребят» (фотоотчет)Игровая ситуация в семейном детском саду «Медвежонок Умка в гостях у ребят» (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и читатели моего блога! Вот и наступила долгожданная зима. Все покрылось снегом: дома, деревья,.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Дидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников. Образовательные задачи: дать детям понятие.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возраста Цели:Закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (приготовление еды,.

Публикация Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Бубнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака»
Опубликовано: 28 августа 2020 в 11:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД