Получи документы

Сюжетная игра дошкольников

Мария Шамаева
Сюжетная игра дошкольников

Предметная среда для сюжетной игры

Игрушки в современном мире.

Игрушки- это вещи особого рода, характер которых определяется спецификой игровой деятельности.

Игрушка вторична- производна от игры, подстроена под неё, её обслуживает.

В современном мире парадокс состоит в том, что изначально игрушка (подспорье игры) теряет свою вторичность по отношению к игре и приобретает качества первичности вещи самой по себе, простого рыночного товара вне развивающе-образовательных функций игры, и даже вне целостного образовательного пространства.

Публикация «Сюжетная игра дошкольников» размещена в разделах

В современном обществе потребления, производство игрушек подчиняется коммерческой выгоде (чем больше покупают, тем лучше для производителей и торговцев). Игрушка должна быть привлекательной и развлекательной. Глубокий развивающий смысл игрушки остаётся на заднем плане или им вовсе пренебрегают.

В связи с этим возникает вопрос: можно ли противостоять полной коммерциализации игрушки в обществе потребления, вернуть ей развивающий смысл?

Специально организованная идеальная предметная среда детского сада могла бы стать противовесом массовой культуре, входящей в жизнь ребёнка через телевизор и компьютер, на которых он фиксирован дома, но что происходит в реальности?

В современных условиях детские сады должны сами заботиться об игрушках. В результате большая часть садов не в состоянии обеспечить полноценную предметную среду (нет денег, меньшая часть (за счёт родителей или спонсоров) перенасыщена игрушками, но часто совсем не теми, которые нужны для развития и образования детей, а теми, которые предлагает рынок (в многообразии которых трудно соорентироваться).

Коммерческая ценность игрушки и её развивающе- образовательная ценность резко расходятся. Рынок заполнен дешёвой, некачественной игрушкой. Полезных игрушек значительно меньше. И они, как правило, запредельно дороги, недоступны детским садам и небогатым семьям.

Коммерческие интересы производителей и образовательные ценности общества невозможно привести к общему знаменателю без посредников.

Таким посредником может быть только государство, заинтересованное в образовании детей. (Во первых- только государство может гарантировать обязательное выделение средств на игровые материалы для каждого детского сада. Во вторых- только государство может организовать и финансировать научные разработки и проектирование недостающих игровых материалов).

Необходима особая некоммерческая структура федерального уровня, которая могла бы заниматься мониторингом, научной разработкой и проектированием, а так же экспертизой игрушек и игровых материалов.

Типы игрового материала для сюжетной игры

Чтобы грамотно подбирать игровой материал, необходима некоторая система упорядочения- типология игрушек.

Используя её в качестве общего ориентира, воспитатель сможет осуществить конкретный подбор игрового материала под определённый тип в зависимости от условий и возможностей дошкольного образовательного учреждения.

Смысловой единицей сюжетной игры (на взгляд автора, является Событие (цепь Событий). Воплощающиеся в разных его проекциях. (В персонажах, в функциональном действии, в пространстве- месте). Событие в любой из его проекций в детской игре в той или иной степени поддерживается предметными опорами.

Типизация материала для сюжетной игры ориентирована на его сюжетообразующие функции (то, как он обеспечивает ту или иную проекцию Событий).

1. Персонаж (роль)--- предметы, изображение этих персонажей или специфические атрибуты.

2. Функциональные действия--- предметы, поддерживающие это действие.

3. Пространство-место--- предметы обозначающие это пространство.

Из

сходя из этого можно выделить 3 типа игрового материала

- Игрушки- персонажи- куклы, фигурки людей и животных. Так же игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, подходящие для какого либо персонажа (роли). Н. п. : Шапочка врача, каска пожарного и т. д

- Игрушки- предметы- те, которые поддерживают функциональные игровые действия (имитирующие реальные орудия, инструменты) Н. п. : игрушечные чашки, утюг, молоток и т. д., а так же транспортные средства (игрушечный транспорт) от коня на колёсиках до разных автомобилей, кораблей и пр.

- Игрушки- маркеры (знаки) игрового пространства- указывают на место события, обстановку, в которой оно происходит. Н. п. : кукольная кроватка- маркер спальни, стойка со штурвалом- маркер корабля и т. д. Которое может дополняться, достраиваться другими маркерами.

Сюда же относятся и более сложные объекты- макеты имитирующие реальные сооружения. Домик- теремок- соразмерный с детьми, кукольный домик- для кукол.

Так же и маркеры целостных территорий- маркеры- карты (плоскостные или рельефные, с условным цветовым или графическим обозначением, имитирующие городские или природные ландшафты (дороги и перекрёстки, аэродромные взлётные полосы, портовые причалы, реку с окружающими её лугами или остров в море).

Типы игрушек не всегда строго разграничиваются. Есть случаи, когда один и тот же объект как бы совмещает в себе два, а то и все три типа Н. п. : Жезл регулировщика- это и как игрушка предмет, а так же и «знак»(атрибут роли, скамеечка со съёмным рулём- и функциональное действие-руль, и «знак»- роль шофёра, и место События- машина.

В возрастном аспекте при подборе игрушек имеет смысл двигаться от полноты предметных опор для всех проекций События к частичным опорам.

Преддошкольникам 2-3 года и 3-4 лет- для развёртывания сюжетной игры нужны все совокупности типов игрушек.

Детям 4-5 лет- достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых 2-х сюжетообразующих типов. Игрушка- персонаж и маркер пространства или предмет оперирования и ролевой атрибут и т. д, в любых парных сочетаниях.

Для детей 5-7 лет- любой из типов может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Сюжетообразующие функции могут послужить основой различения игрового материала- «костяком» типологии.

Чтобы правильно подбирать игровой материал, необходимо его рассмотреть не только с сюжетообразующей функции, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала).

При ближайшем рассмотрении оказывается, что в понятии меры условности игрушки скрыты 3 параметра.

1- Её внешний облик (образ реального предмета, сохраняющий все его черты в их реальных соотношениях- реалистическая или игрушка копия или обобщённое отображение реального предмета- характерный смысл, название этого предмета для человека деревынный грузовик может быть не точной копиейнастоящего грузовика, но отображать его типические черты). Такие игрушки, которые отображают только общие черты реального предмета, можно назвать- прототипическими игрушками.

Иначе говоря реалистичную игрушку можно разделить на 2 категории:

- реалистическую (игрушку копию)

- прототипическую (общие черты с реальным предметом).

Обобщение типических черт целой категории реальных предметов в игрушке может достич крайней степени и тогда можно говорить об условной игрушке. Скамеечко на колёсиках может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства).

Таким образом выстраивается непрерывный ряд, начиная с минимально условных- реалистических игрушек-копий-к прототипическим игрушкам и далее к максимально условным на противоположном полюсе.

2 параметр- Её размер. Игрушки могут быть --крупными, соразмерными ребёнку, приближающимися к размерам реальных предметов (пластмассовый молоток, утюг).

--средними.

-- мелкими (мелкие фигурки людей и животных, гаражи, наборы самолётов, автомобилей и др.)

3 параметр меры условности игрушки- степень готовности.

Принято выделять готовые игрушки и сборные.

Готовые сюжетные игрушки можно отнести к полюсу минимальной условности. Сборную (в разобранном виде не представляет собой отображения реального предмета)- к максимальной условности, т. как ребенок сможет воспользоваться ею только после определённых манипуляций с её частями. (сборный самолётик, железная дорога).

И в промежуточный полюс можно отнести игрушки, которые изначально вродебы готовая сюжетная игрушка, но после определённых манипуляций над ней, не теряет своей целостности, но может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет- трансформироваться.

В понятии меры условности игрушки скрыты 3 параметра.

Мера

условности

Параметры

условности Минимум

условности Промежуточные формы Максимум условности

1 Внешний облик Реалистическая игрушка- копия Прототипическая игрушка Условная игрушка

2 Размер Крупная Средняя Мелкая

3 Готовность Готовая к использованию Трансформер Сборная

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетная дидактическая игра «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит». Вязаные игрушки своими рукамиСюжетная дидактическая игра «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит». Вязаные игрушки своими руками Сюжетно-дидактическая игра приурочена к юбилею книги К. Чуковского «Доктор Айболит». Цели игры: -Обогащать знание детей об окружающем;.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 3 «Мы строим дом» 1. «Поднимаем кирпичи». И. п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «На прогулке» Дети выполняют комплекс под музыку. 1. «Поза дерева». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «Снова в лес» 1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. – основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «Пожарные» 1. «Лезем по пожарной лестнице вверх». И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «На море» Сюжет 5 1. «Какое море большое». И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «В зоопарке» Сюжет 6 1. «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк). И. п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1.

Сюжетная игра «Поездка на автобусе» Сюжетно-ролевая «Автобус» - 2 младшая Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте. Задачи: - Помочь.

Сюжетная подвижная игра для второй младшей группы «Зайки и лиса» Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста;.

Сюжетная-ролевая игра «Детский сад» «В нашей группе» Задачи: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сюжетная игра дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 10:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД