МААМ-картинки

СЭВ тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Виктория Резун
СЭВ тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя». Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Публикация «СЭВ тренинг для педагогов ДОУ „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

Активизация процесса самопознания у педагогов;

Создание условий для групповой сплоченности;

Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;

Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;

Снятие эмоционального напряжения;

Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Ход тренинга

Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек–человек» : врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

В. В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания :

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

«загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:

Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

усталость, истощение;

недовольство собой, нежелание работать;

нарушение сна;

плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции;

агрессивные чувства;

негативная самооценка;

снижение энтузиазма;

отсутствие удовлетворения от работы;

негативное отношение к людям, частые конфликты;

стремление к уединению;

чувство вины;

потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

снижение аппетита или переедание.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результат не принес соответствующего удовлетворения;

окончание учебного года.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. («Ярмарка тщеславия», «Язык мимики и жестов» Кузнецов.)

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Применяйте ежедневно - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя. Например, утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: - Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение «Найди себе подобных»

Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:

«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;

«Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;

«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;

«Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;

«Объединитесь в группы те, кто любит детей».

Способность заботиться о себе означает внимание к своей уникальной жизни в мире и ее уникальной же реализации.

Идея такого рода заботы включает и заботу о том мире, в котором человек присутствует. А мир человека – это сочетание самых разных пространств: отношений, увлечений, состояний и др. Такое представление о заботе снимает знакомое всем противоречие «я или другой». На место ИЛИ помещается И. Я и другой всегда связаны. Я и мир всегда связаны. Следовательно, забота о себе в мире должна включать заботу о тех пространствах, в которые я включен, заботу о качестве моего включения, о проживании и реализации моего уникального бытия в пространствах моего мира.

Итак, о каких пространствах идет речь?

В экзистенциальной психотерапии существует представление о четырех измерениях мира человека (Бинсвангер, Босс, Дорзен).

Первое – физическое измерение. Мы живем в физическом биологическом мире. Мы – это наше тело и все, что с ним связано. Это ощущения, движения, физические состояния. Мы чувствуем запахи вкусы, спим, болеем, умираем. И это далеко не весь спектр того, как мы живем в пространстве физического измерения.

Вот некоторые вопросы, которые можно задать себе для прояснения специфики нашей заботы о физическом измерении.

Замечаем ли мы, как живет наше тело?

Как мы обходимся с потребностями своего тела?

Замечаем ли мы, как наше тело реагирует в пространстве других физических тел и объектов, и как оно влияет на них?

Какие типичные способы проживания физического измерения мы реализуем?

Второе измерение – социальное. Это пространство наших отношений с другими людьми. В течение нашей жизни мы попадаем в самые разные отношения: с родителями, друзьями, одноклассниками, коллегами, со случайными и малознакомыми людьми. Мы взаимодействуем с разными людьми очень по-разному, спектр наших чувств в отношениях может варьироваться от любви до ненависти. Мы можем стремиться к одобрению и признанию, к тому, чтобы «стать своим» в определенных группах. Или наоборот, желаем большей автономии, большей независимости.

Примеры вопросов для прояснения специфики заботы о социальном измерении.

Как мы чувствуем себя с другими людьми?

Как другие чувствуют себя в связи с нами?

Чувствуем ли мы удовлетворенность отношениями?

Какие отношения мы выбираем, и что в них реализуем?

Третье измерение – личностное. Это отношение с самим собой, с тем, кто является уникальным, отличным от других проектом этого мира. Личностное измерение наполнено нашими представлениями о себе - каков я как отдельная личность (чего хочу, к чему стремлюсь, что думаю и чувствую, как действую, и нашим чувством идентичности – насколько целостно я ощущаю себя в меняющемся мире.

Заботясь личностном измерении, мы можем задать такие вопросы.

Каков он – мой внутренний мир?

Как я отношусь к своему внутреннему миру?

Следую я уникальности своего мира?

Как меняется мой внутренний мир?

Четвертое измерение – духовное. «Духовный мир относится к той области опыта, в которой люди сами для себя создают смыслы и придают значение вещам и событиям». К данному миру относятся верования, ценности, убеждения. Для многих людей данное измерение связано с религиозным или мистическим опытом. Но в целом, понимание собственных ценностей и осмысленность жизни является ключевым проявлением духовного измерения.

Вопросы в отношении духовного измерения могут быть такими (хотя, из всех четырех измерений оно является наиболее трудным для исследования).

Во что я верю? И следую ли я своим верованиям?

Что поддерживает мои убеждения и верования?

Какими смыслами я наполняю свою жизнь?

Что я чувствую, когда обращаюсь к смыслам, верованиям, убеждениям?

Внимание к четырем измерениям, попытка почувствовать проявление каждого из них более полно, является проявлением заботы о собственном мире. Более того, в результате такой заботы появляется ощущение связанности и взаимного влияния всех четырех измерений. Эта трудная и зачастую болезненная работа вызывает чувство обогащения нашей жизни, расширения возможностей, становится основой нашего само-стояния и свободы.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: выработка навыков мышечного контроля.

Сядьте удобно, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов, делайте это на выдохе; сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы -удивления, радости).

Упражнение "Поцелуй ладонями".

Выберите себе партнера, с которым нравится работать. Сядьте друг против друга и плотно коснитесь ладонями. Закройте глаза и представьте себе, что ваши руки - это каналы, по которым течет позитивная энергия. Она согревает вас обоих и бодрит. А теперь еще переплетите пальцы и мягко сожмите руку партнера в своей руке в знак солидарности. Оставайтесь некоторое время в таком положении. Вы должны почувствовать как позитивная энергия, которая генерируется в процессе вашего взаимодействия, изгоняет из тела все тревоги и опасения.

Методика «Лошадь»

Цель: определить и проанализировать. Какой вы работник?

Материал: Карточки с изображением лошади, цветные карандаши.

Педагогам раздаются карточки с изображением лошади.

Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Можно раздать индивидуально каждому участнику, распечатав с обратной стороны карточки с лошадью.

Педагоги самостоятельно изучают и делают выводы по своему рисунку.

Упражнение «Модель значимости»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».

Материалы: листы бумаги, ручки.

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

• дети • работа • муж • Я • друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я 2. Муж (жена) 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники

Упражнение «Мусорное ведро»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты ставлю символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх, сожаления, гнев, ярость.

Техника, которую я предлагаю вам проделать, удивительно проста и при этом эффективна. Если у вас конфликт, множество претензий, непонимание во взаимоотношениях, не дающие покоя обиды, даже если вы обижены на судьбу, то эта методика позволит вам быстро и безопасно высвободить весь эмоциональный негатив. Всё, что вам потребуется, это ручка и бумага.

Пишите всё, что захочется, не сдерживайтесь в словах и выражениях, смело выливайте на бумагу свой негатив, ведь отправлять письмо адресату не придётся. Полностью отпустите себя, доверьтесь процессу, будьте совершенно свободны.

Можете писать одни и те же оскорбления обидчику несколько раз подряд, пока не пропадет желание это делать. Так происходит процесс освобождение подавленных когда-либо эмоций.

Важно свои оскорбления выражать только письменно, не произнося их вслух!

Пишите! Пишите, не думая, ничем себя не ограничивая, до тех пор, пока не иссякнет поток эмоций, пока не почувствуете, что сказать больше нечего. Когда эмоции утихнут, закончите своё письмо.

Когда письмо закончено, педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза

закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то

на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать

назойливое насекомое.

Упражнение «Мой список удовольствий»

Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается распределить их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

резко встать и пройтись; быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Упражнение «Полет высоко в небе»

(Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя или криком птиц.)

«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».

Притча: Лошадь и осел

Притча: О том, что не надо радоваться, когда коллеги перегружены работой, потому что проблемы – общие.

Шел с базара человек, и была с ним лошадь и осел. Всю поклажу человек возложил на осла. Идет осел, кряхтит, потеет, просит лошадь, чтобы она ему помогла, взяла часть поклажи на себя. Лошадь подсмеивается: «Еще чего».

Через полчаса осел совсем взмолился: «Лошадь, помоги, я скоро совсем упаду». А лошадь веселится: «Давай, давай, осел! Тащи!»

Осел прошел еще сто шагов и упал, обессиленный. Человек покачал головой – и переложил поклажу на лошадь. А осел поднялся и пошел дальше уже налегке.

Рефлексия

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Благодарю всех участников за внимание и участие в тренинге.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:

Публикация СЭВ тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Резун на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
СЭВ тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Опубликовано: 20 июня 2023 в 11:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД