МААМ-картинки

Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях

Евгения Кретстянова
Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях

Эксперты полагают, что в дошкольном возрасте наиболее пристальное внимание необходимо уделять развитию пальцевой моторики рук, т. к. сначала формируются тонкие движения пальцев рук, затем возникает артикуляция слогов. Развитие и усовершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности пальцевой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие пальцевой моторики.

Публикация «Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях» размещена в разделах

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Формирование функций руки и речи у людей шло параллельно. Сначала формируются мелкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов; все дальнейшее совершенствование речевых реакций заключается в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Английский психолог Д. Сели кроме того давал весьма огромное значение «созидательной работе рук» с целью формирования мышления и речи детей.

Отмечается, что у ребенка, обладающего большой степенью речевого развития, сформированы и навыки пальцевой моторики. Развитие движений пальцев рук подготавливает основу для формирования речи. Данное подтверждено разработками физиолога М. М. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они добиваются необходимой точности, наступает развитие речи.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова–Фомина) была доказана взаимосвязь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят продемонстрировать один пальчик, два пальчика и три. Степень развития речи ребенка также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. В случае если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, в таком случае это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут независимыми, развития речи и, следовательно, мышления достичь никак не получится [39].

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Л. В. Фомина отмечает, что на основе проделанных экспериментов и обследования значительного числа детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отста т, то задерживается и речевое развитие, несмотря на то, что общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Многими учеными (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, В. М. Бехтерев, Н. И. Кузьмина, Л. И. Белякова, Л. В. Лопатина) была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи.

Развитие движений пальцев «подготавливает почву» с целью дальнейшего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают необходимой точности, наступает развитие речи.

Установлено, что развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.

В ходе операций с объектами у детей уже в раннем возрасте наступает развитие мелкой моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

При нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не предполагает достаточной трудности. Ребенок достаточно точно воспроизводит направленные движения, воспроизводит действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов.

С. И. Гальперин отмечал, что непосредственно к 6–7 годам в основном завершается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Способность осуществлять небольшие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки.

К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие пальцевой моторики рук, речевые навыки сформированы недостаточно, речь малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

Подтверждено, что речевые области мозга отчасти формируются под воздействием импульсов, поступающих от пальцев рук, вследствие того, что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная взаимосвязь. Фигурально изъясняясь, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить.

Публикации по теме:

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторикиРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактическое пособие из мягких кубиков для развития мелкой моторики «Речевой домик»Дидактическое пособие из мягких кубиков для развития мелкой моторики «Речевой домик» Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Положение о смотре конкурсе «Лучший речевой центр группы МДОУ и лучшее пособие для развития мелкой моторики» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса «Лучший речевой центр группы МДОУ и лучшее.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 03:27
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кретстянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД