Папки-передвижки

Сущностная характеристика понятия «речевого этикета»

Горшкова Марина
Сущностная характеристика понятия «речевого этикета»

В глубокой древности человечество выработало определенны социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение.

Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

Публикация «Сущностная характеристика понятия „речевого этикета“» размещена в разделах

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В XIV—XVI вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, "настраивать" людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях, как говорили, в высшем свете [24, с. 5].

Этикет является органической частью поведенческой культуры. Современное понимание слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека [31, с. 69].

В жизни общества этикет играет важную роль : он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т. е. найти (или не найти) его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его необходимое условие.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия или поступки, так или иначе, характеризуют людей как хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе [23, с. 3].

Н. И. Формановская отмечает, что речевой этикет - это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного,нормального отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного [31, с. 69].

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые не строятся заново каждый раз, когда надо их употреблять, а используются готовые, отложившиеся в языковом сознании.

Таким образом, речевой этикет – это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор, в каждом конкретном речевом акте, дело творческое.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

И. Н. Курочкина отмечает, что владеть речевым этикетом – значит :

-знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др. ;

-осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

-обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;

-соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Сформированностъ речевого этикета как части речевой этической культуры проявляется в умении устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договоренности, в изменении содержательной стороны общения (обсуждение прочитанных книг, проявление сочувствия, внимания к собеседнику, похвала).

Таким образом, основы культуры общения предполагают соблюдение этических норм поведения, в том числе и речевого этикета. В широком смысле "этикет" — это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений).

В узком смысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т. е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие, прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т. д.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного понимания (ОК 7)

Чем раньше начнется этическое воспитание ребенка, тем больше возможностей будет для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Таким образом в нашем исследовании, речевой этикет это все нравственные правила, регулирующие поведение.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Секрет волшебных слов» — школа этикета ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Блок: «Я и общество» Раздел: «Школа этикета» Тема: «Секрет волшебных слов» Форма работы: Занятие – игра.

Правила этикета при общении с Людьми с ИнвалидностьюПравила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Фотоотчет о неделе этикета в детском садуФотоотчет о неделе этикета в детском саду Фотоотчет о неделе этикета в детском саду. Цели: создать условия для систематизации знаний детей о понятии «этикет». Задачи: - формирование.

Фотоотчёт о проделанной работе «Уроки этикета для детей»Фотоотчёт о проделанной работе «Уроки этикета для детей» Живя в современном мире, с головой окунувшись в работу или какие-то проблемы, мы часто забываем элементарные и довольно простые вещи. Одной.

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в общественных местах. Сюрпризный момент: Волшебный сундучок. Демонстрационный.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация «Правила этикета» Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только.

Открытое внеурочное занятие в 3 классе «Страна Этикета. Сервировка чайного стола»Открытое внеурочное занятие в 3 классе «Страна Этикета. Сервировка чайного стола» Цель:научить детей приёмам заваривания чая, сервировке чайного стола, чайному этикету. Задачи:познакомить с историей чая; познакомить с.

«Поговорим о дружбе». Занятие по программе кружка «Путешествие в страну Этикета» в 1 классе Поговорим о дружбе Цели: • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; • содействовать формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущностная характеристика понятия «речевого этикета»
Опубликовано: 9 мая 2023 в 11:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД