Получи документы

Структура и функция семьи как социального института

Юлия Кашеварова
Структура и функция семьи как социального института

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии [6].

К основным историческим типам семьи относятся : матриархальная полиандрическая, патриархальная полигамная и моногамная, нуклеарная (состоящая из мужа, жены и детей). В нашем исследовании мы будем рассматривать именно нуклеарную семью. Понятие «семья» можно рассматривать с двух сторон. Семья как малая группа и семья как социальный институт.

Публикация «Структура и функция семьи как социального института» размещена в разделах

Изучать семью как одну из малых групп в системе первичных и вторичных групп предложил социолог М. С. Мацковский [12].

Малая социальная группа есть немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Как малая социальная группа семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подвергаются отношения между индивидами, составляющими семью[12].

Рассматривая семью, как социальный институт, необходимо дать определение этому понятию.

Социальный институт – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Кроме того, социальный институт - это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности [16].

Когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно, институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки, и другие.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения.

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма [38].

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. [12].

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп. В институте семьи это ее члены, родительский союз и их дети, а также родственники. Еще одним важнейшим элементом институционализации является организованное оформление социального института. Семья представляет собой совокупность лиц, имеющих место проживания, приобретенные совместные материальные средства, блага и выполняющих определенную социальную функцию.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием, благодаря чему в обществе достигается большая предсказуемость поведения людей, стабильность и надежность социальных связей, устойчивость социальной структуры [12].

Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Таким образом, семья является классическим социальным институтом. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям [5]. Это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более всё многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются моральными обычаями и традициями [12]. Семья более сложная социальная система, чем брак.

Семья как институт, точнее как совокупность институтов, - это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности детей, родителей и супругов.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из этих показателей используется понятие «семейная группа» [12].

Анализ семьи как социального института предполагает рассмотрение образцов семейного поведения, ролевого набора, поведения членов семьи, особенностей формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Нормы могут реализовываться по-разному: в одном

случае - благодаря юридическим, законодательным правилам, актам; в другом - путем использования традиций, обычаев, моральных принципов, общественного мнения и пр.

Семья как социальный институт имеет :

• основные функции - регулирование рождаемости, социализация и защита детей;

• группы и организации - все родственники, группы, объединенные родственными связями;

• ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность;

• роли - жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т. д. ;

• нормы - супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т. д.

Социолог С. Фролов указывает на следующие признаки семьи как социального института [38] :

• установки и образцы поведения (привязанность, уважение, ответственность);

• культурные символы (брачный ритуал, обручальные кольца);

• утилитарные культурные черты (дом, квартира, мебель);

• устные и письменные кодексы поведения (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ);

• идеология (любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью).

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них, для семьи как для социального института, являются

следующие:

1. вступление в брак (образование семьи);

2. начало деторождения (рождение первого ребенка);

3. окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

4. «пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

На каждом этапе семья обладает специфическими и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, такими, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами и нормами поведения, нормами, которыми руководствуются муж, жена, дети, а также санкциями за их невыполнение [12].

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака С. С. Фролов относит следующие [38] :

Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм.

• Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

• Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

• Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

• Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся : организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

По мнению Н. Я. Соловьева, «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

Г. Навайтис выделяет следующие группы семейных потребностей:

• создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

• потребности в любви, уважении, опеке, связанные с материнством;

• потребность в психологической и физической близости;

• потребность в семейном общении.

К этому следует добавить потребность в самореализации личности как

жены-матери-хозяйки дома, мужа-отца-главы семейства.

А. Г. Харчев выделяет следующие функции современной семьи : основная, правовая, функция семьи, как следует из определения

ученого, - репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личном

плане [12].

Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций : воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; регенеративная («возобновление») - передача статуса, имущества, социального положения;

хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; сфера духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; рекреативная («восстановление») - функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта; некоторые исследователи называют эту функцию психотерапевтической; в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу - уважение, преданность, симпатия; это способствует доверительности в семейном общении, прочности семейных отношений [12].

Различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции семьи формируются исходя из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. В то время как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция, содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации, постоянны в любую эпоху, несмотря на то, что характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи (накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого члена семьи и т. д.) отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей. Иначе говоря, неспецифические функции семьи представляют собой условия реализации специфических функций [12].

Нормальная функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяются потребности в росте и положительных изменениях, как каждого ее члена, так и семьи в целом.

Каждая функция играет определенную роль в жизнедеятельности семьи и имеет значение, как для общества, так и для личности.

Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи по Зритневой Е. И. отражено в таблице 1.

Таблица 1

Функции семьи

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции

1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

2. Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

3. Хозяйственно - бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно – бытовых услуг одними членами семьи от других

4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

5. Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями,

детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

6. Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

7. Социально - статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи Удовлетворение потребности в социальном продвижении

8. Досуговая Воспроизводство социальной структуры. Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

9. Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Таким образом, семья является одним из самых важных институтов общества. В семье человек получает основы воспитания, основы образования и основы нравственности. В семье у человека формируется отношение к обществу, взгляды на жизнь и навыки поведения. С точки зрения социума, основными функциями семьи являются : репродуктивная, функция защиты членов своей семьи от внешних повреждающих факторов, забота друг о друге, воспитание и образование детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития каждого члена семьи, поддержание тесных взаимосвязей друг с другом, контроль над поведением друг друга в социуме.

Уникальная функция семьи – воспитание и социализация ребенка. Воспитание ребенка в семье проходит в условиях любви, доброты, теплых взаимоотношений между членами семьи, что способствует осуществлению процесса нравственного воспитания в полной мере.

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Структура занятия хореографического кружка в средней группеСтруктура занятия хореографического кружка в средней группе Добрый вечер,уважаемые коллеги! Май - время подводить итоги и мне хотелось бы поделиться с вами тем, как устроены занятия нашего хореографического.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Консультация «Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Образовательный процесс в учреждении осуществляется.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Профилактика социального неблагополучия воспитанников в ДОУ Цель работы: формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье. Нормативно — правовая база 1. Конвенция.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Структура и функция семьи как социального института (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Структура и функция семьи как социального института
Опубликовано: 21 мая 2023 в 19:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД