Лучший педагог года

Стратегии и тактики коррекции агрессивного поведения

Евгения Брагина
Стратегии и тактики коррекции агрессивного поведения

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств.

Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение :

• Учите их не сваливать свою вину на других.

• Развивайте у агрессивных детей чувство сопереживания другим: сверстникам, взрослым, живому миру.

«Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

«Если ты других жалеть не будешь, и тебя никто не пожалеет».

Публикация «Стратегии и тактики коррекции агрессивного поведения» размещена в разделах

Саша толкнул Сережу. Взрослый подходит к обидчику и спрашивает, как будто ничего не видел: «Ты не знаешь, почему Сережа плачет? Пойдем, погладим его по головке!»

Взрослый подводит агрессивного ребенка к обиженному и предлагает мизинчиками помириться: «Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться – я буду кусаться. А кусаться не при чем – буду драться кирпичом. А кирпич ломается – дружба начинается».

«Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хота Петя поступил плохо!»

«А кто поможет Ане справиться с обидой?»

Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого, отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

«Ты сейчас чувствуешь себя победителем? Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

Ребенок толкнул кого-то, взрослый, подойдя к обидчику, спокойным голосом говорит: «Раз, два, три! Кому сейчас грустно, пальцем покажи!»

Ребенок обидел другого, а взрослый подходит к обидчику с игрушкой (мишкой, куклой) и спокойным голосом спрашивает: «Кто сейчас злее – ты? Я? Мишка?»

Агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену. Взрослый предлагает ему: «Давай, пожалеем Лену!»

«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?» «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

Стратегии на осознание агрессивного и неуверенного поведения.

Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценить эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.

• Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.

• Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре собственных эмоциональных состояний.

• Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.

• Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.

• Расскажите о том, что такое вспышка гнева, и что означает контролировать собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

«Ты стукнул Веру потому, что, а еще почему?»

Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Дима, возьми резинку и злое лицо сотри, а незлое изобрази! Как ты думаешь, почему может быть злое лицо?»(Эти вопросы можно адресовать и ребенку-жертве притеснения)

«Я вижу, что тебе плохо», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?»

Взрослый предлагает агрессивному ребенку послать письмо девочке, которую ребенок обидел: «Продиктуй мне письмо о том, что случилось. А потом вместе пойдем к Маше и зачитаем это письмо».

Детям с агрессивным и неагрессивным поведением. «Дети, закройте глаза, и руку с указательным пальцем вверх поднимите! Глаза не открывайте и пальцем покажите, где у вас зло прячется? В коленках, в руках, в голове, в животе?»

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения.

• Взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас»

• Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.

• Стремитесь использовать чувство юмора, объясняя ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то лает на тебя, то не надо лаять в ответ». (Через предметно-практические игровые действия)

Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»

Маша нагрубила взрослому. Взрослый, находясь в поле ее внимания, обращается к кукле Кате: «Катюша, мне Маша грубо отвечает. Мне очень неприятно. Что мне делать? Может быть, у Маши спросим? А если Маша не ответит, может быть, ребята подскажут?» Расскажи, что случилось, кто тебя обидел?»

Стратегия на моделирование через провокацию преодоление состояния.

Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка-агрессора и нерешительности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в преодолении, овладении этими состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработке новых адаптивных способов поведения.

Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за нее отвечайте, и тоже не обидно!»

Взрослый предлагает: «Дети, встаньте в круг. Давайте возьмем мяч, будем передавать его и обмениваться необидными именами, шуточными прозвищами».

Ребенок-жертва в роли «толкающего», а ребенок-агрессор в роли «отвечающего». «Я тебя в плечо буду толкать, а ты мне в ответ не толчком отвечай, а слова подбирай, чтобы мне стало стыдно за свое агрессивное поведение».

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу.

• Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.

• Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.

• Развивайте у нерешительных детей способность овладеть состоянием нерешительности и неуверенности.

Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, что ты хотел стукнуть Мишу, но не стукнул. МОЛОДЕЦ!»

Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый подходит к ребенку с куклой Катей, и наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех. «Молодец, ты не боишься забияк!» - говорит взрослый притесняемому ребенку в том случае, если видит, что его уверенное поведение не провоцирует агрессивного ребенка на совершение агрессивных действий.

Взрослый, будучи в поле внимания неуверенного ребенка, сжав в кулаки вытянутые вперед перед собой руки, говорит: «Я, смелый заяц, - никого не боюсь!»

Стратегия на отрицательное подкрепление.

Это стремление взрослого уменьшить вероятность, частоту проявления ситуационно-личностных реакций агрессии или неуверенности детей.

Игорь в игре толкнул Свету. Взрослый говорит: «Игоря из игры исключаем, до десяти вслух считаем. После этого в игру принимаем».

(Используя чувство юмора, чтобы стимулировать у ребенка критичности к агрессивному поведению) «Замечательно, никто так постройку еще сломать не сумел!»

Стратегия на игнорирование.

Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей.

Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимулирования к более решительному поведению «здесь и сейчас»

Стратегия на стимуляцию удивления.

Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения на иное состояние.

«Ты так сильно всех толкаешь, а себя так сможешь!»

Агрессивный ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к нему и серьезным тоном говорит: «Ой, у тебя уши позеленели! Ты знаешь, один мальчик дрался много, и у него точно также позеленели!»

Взрослый предлагает детям представить, как выглядит зло. Для этого, бросая детям по очереди мяч, задает вопросы, требующие дополнения: «У зла глаза… (зеленого цвета). А уши … (большие сморщенные). Руки злого человека… (с длинными когтями). Злые мысли похожи… (на сосульки)»

Стратегия на положительную стимуляцию положительных эмоций.

Это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет. Может рассматриваться и как частный вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. (Стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора).

Взрослый берет какой-нибудь мелкий предмет и, обращаясь к обиженному ребенку, предлагает: «Давайте-ка обиду (показывает мелкий предмет) возьмем и обидчику незаметно под рубашку засунем», - пытается сделать это вместе с другими детьми в шутливой форме.

Стратегия на установление телесного контакта.

Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической деятельности.

Ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся, и больше не кусайся», «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись».

Стратегия на стимуляцию соревнования, соперничества.

Эта стратегия на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности, выиграть, сделать что-нибудь лучше, быстрее. При этом важно приучать ребенка не бояться неудач. Взрослый предлагает ребенку-агрессору : «Раз, два, три! Быстрее меня к обиженному подбеги и руку пожми! Кто вторым прибежит – тому щелчок!»

Публикации по теме:

Пособие для обучения детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов «Коврик мира» За моими плечами большой педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста. Почти 40 лет я работаю воспитателем в детском саду. Жизнь.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения»Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения» Жили-были в Кедровом лесу Малыш Енотик и его мама. Енотик был хорошим, добрым и дружелюбным. Он очень любил играть со своими друзьями, большими.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Стратегии и тактики коррекции агрессивного поведения
Опубликовано: 30 апреля 2021 в 04:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД