Папки-передвижки

Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов у детей

ИННА КОВАЛЬЧУК
Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов у детей

СТРАХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые обычно скрываются в семейных отношениях. А работая с детьми, очень важно использовать как можно более гибкие формы воздействия на психику. Такую возможность нам предоставляет метод арт-терапии, который помогает ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или проблему удобным и доступным для его психики способом.

Публикация «Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов у детей» размещена в разделах

Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве (в первую очередь изобразительном) и творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.

К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное можно осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.

О. И. Качурина предполагает, что «Я» человека отражается в зрительных образах спонтанно, когда ребенок не задумывается о том, что он рисует, лепит и т. д. Автор указывает на то, что художественные продукты деятельности отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения, именно поэтому невербальные средства, часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.

Исследованием в области детских страхов занимались такие ученые, как Дж. Боулби, С. Рэчмен, Ю. А. Кочетова, А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, В. Г. Колягина, А. М. Пихожан, В. И. Лубовский и т. д. В трудах Джона Боулби подробно раскрыта этиология детских страхов. В середине XX века А. И. Захаров разработал классификацию детских страхов, А. М. Прихожан посвятила свои исследования коррекции страхов и тревожности детей.

Л. А. Золоторёва отмечает, что в процессе психотерапии могут эффективно использоваться искусство, в частности, художественная (творческая) деятельность как средство собственной активности индивида. Коррекционная работа по преодолению страхов с помощью искусства, как отмечает Л. А. Золотарева, помогает в гармонизации внутренней и социальной жизни людей, одним из методов такого психологического воздействия является арт-терапия. Арт-терапия позволяет избавиться ребенку от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.

Преимуществом арт-терапии является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.

Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.

Пример работы со страхом.

Инструкция:

• Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки, пропусти сквозь пальцы, почувствуй прохладу и шероховатость песчинок.

• Прислушайся к своим ощущениям. Ты чувствуешь себя спокойно и легко. Подари свои чувства «песчаной вечности».

• Все страхи унесет песок. Он очистит и излечит. Подарит умиротворение.

• Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой её. В ней таятся волшебные камни. Ты можешь перестать бояться, нарисовав волшебный дом, где царит любовь и спокойствие, радость и нежность.

• Но для начала давай избавимся от страха. Выбери из камней те камни, которые вызывают у тебя эмоции страх, злость, печаль, засыпь их песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств.

• Теперь из множества камней, в которых хранятся тайны, возьми те камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви. Их может быть несколько. Положи их около себя. Нарисуй на песке дом, в котором тебе будет комфортно, уютно и безопасно.

• Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой дом.

• Этот дом надежд и умиротворения - твой. Он полон любви и нежности, спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко и уверенно – «Это мой дом безопасности».

• А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего тела.

• Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не чувствуешь страха, у тебя теперь есть защита, стены твоего дома безопасности.

• Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад.

В работе с песком желательно использовать легкую спокойную классическую музыку.

Предполагаемый результат зависит от цели использования техники педагогм-психологом:

• снижение тревожности;

• уменьшение страхов;

• снижение нервно-психического напряжения;

• улучшение воображения.

Итак, включение упражнений арт-терапии эффективно помогает при эмоциональных нарушениях (страх, тревожность). Данный метод в коррекционной работе применяли : О. И. Качурина, Д. Селиванова, Л. Д. Лебедева, А. А. Осипова и другие исследователи. Метод арт-терапии имеет ряд преимуществ в отличие от других форм психотерапевтической работы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребёнка.

Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.

Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.

Кроме того, арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало ребенка.

Публикации по теме:

«Сказка против комплексов и страхов»«Сказка против комплексов и страхов» О том,что с помощью сказки можно успокоить раскапризничавшегося ребенка,знают все родители. Но они даже не догадываются,какой воспитательной.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Консультация «Как избавить ребёнка от страхов»Консультация «Как избавить ребёнка от страхов» Страх испытывают многие дети. Некоторые панически боятся собак, кто-то боится спать один в комнате, кто-то боится темноты. Почему же ребёнок.

Консультация «Происхождение детских страхов» Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов у детей
Опубликовано: 14 июня 2021 в 15:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД