МААМ-картинки

Специфика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по воображению

Светлана Отраднова
Специфика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по воображению

Аннотация: в статье раскрыты вопросы формирования связной речи детей дошкольного возраста. В работе сделан упор на описание специфики обучения дошкольников рассказыванию по воображению.

Ключевые слова: дошкольный возраст, обучение рассказыванию, связная речь, творческое мышление, воображение.

Обучение речи в исследованиях современных педагогов и психологов рассматривается как основа воспитания дошкольников, подразумевающее развитие умения рассказывать, успех в общении и общее всестороннее развитие ребенка.

Публикация «Специфика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по воображению» размещена в разделах

Проблематика развития умения рассказывать у детей дошкольного возраста нашла свое отражение в трудах Е. И. Тихеевой, Г. М. Ляминой, О. С. Ушаковой, Н. Ф. Ладыгиной.

Критерием развития связной речи ребенка, по мнению Г. М. Ляминой, является умение структурировано выстраивать текст, используя при этом различные способы связей между фразами и их частями [1]. Исследователь утверждает, что именно так дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью.

На сегодняшнее время проблема обучения рассказыванию по воображению в дошкольном возрасте актуальна, потому что в период дошкольного детства умение рассказывать является одной из основополагающих психологической готовности к школьному обучению.

Несмотря на это, в настоящее время необходимость формирования умения рассказывать по воображению недостаточно изучена в педагогике.

О. С. Ушакова считает, что специфическая особенность обучения рассказывания детей дошкольного возраста по воображению заключается в использовании моделирования как средства развития памяти, творческого мышления и воображения каждого ребенка [6].

Программные требования согласно ФГОС ДО диктуют, что во всех возрастных группах детского сада должны систематически проводится занятия, ориентированные на рассказывание по воображению.

При этом содержание таких занятий неразрывно связано с наблюдениями, играми, трудом, чтением и т. п., то есть со всеми аспектами обучения и воспитания детей.

Е. И. Тихеева отмечает, что существует взаимосвязь между обучением рассказыванию по воображению и всеми имеющимися в дидактике видами работ по развитию речи дошкольников [3]. К ним ученый относит обогащение словаря, формирование лексико-грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

Необходимо отметить, что образовательная программа каждого детского сада предусматривает систему занятий по обучению рассказыванию, однако работа обучения рассказыванию по воображению отражена в наименьшей степени в связи с недостаточной изученностью в педагогической литературе в настоящее время.

Исходя из этого, занятия должны быть построены на самостоятельном и последовательном изложении своих мыслей ребенком. Педагогу необходимо помогать дошкольнику в нахождении нужных слов, в правильности и логичности построения предложений, а самое главное развивать креативность и творческое начало детей.

Воспитателю целесообразно совершенствовать все стороны речи ребенка: фонетическую, лексико-грамматическую, просодическую (интонацию, ритм, темп, логическое ударение) составляющие речи.

Если ребенок видит, что его рассказ интересен окружающим, он начинает творчески подходить к самому процессу рассказывания по воображению, прилагать усилия для более ясной и четкой речи.

Проанализируем несколько программ по обучению рассказыванию на основе воображения в ДОО.

В программе по развитию речи детей дошкольного возраста «Школа раннего развития» (автор Белоус И. А.) представлена целая методика обучения рассказыванию по воображению [5].

Содержание данной программы включает в себя занятия обучения рассказыванию по воображению детей дошкольного возраста. Приемы, описанные в программе, заключаются в том, что занятия строятся в игровой форме. Использующиеся игры, занимательный дидактический материал побуждают воспитанников постоянно творчески мыслить, овладевать компетенцией творческого и креативного мышления в составлении или пересказе художественного текста.

Таким образом, происходит процесс становления творческого мышления ребенка. На его основе закладывается система знаний о языке и совершенствуется речь дошкольника.

И. А. Белоус рекомендует использовать следующие предметы: игрушки, картинки, иллюстрации, а как методы обучения – образец педагога при повторении текста, план педагога, состоящий из нескольких вопросов, указание и оценка рассказов [5].

Т. А. Ткаченко в программе «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» поясняет, что речь ребенка формируется как система, состоящая из нескольких видов рассказывания по воображению. Данная система составляет содержание программы и включает следующие методы и приемы:

1) демонстрацию действия ребенка, затем воспроизведение текста;

2) составление рассказа по данному показанному действию;

3) пересказ рассказа с использованием игрушек, сюжетных картин, слайдов, дальнейший показ, анализ текста [4].

Ее авторский подход к обучению рассказыванию по воображению детей дошкольного возраста заключается в том, что при планировании и проведении образовательной деятельности делается акцент на формирование значимого мотива и активизацию психических процессов, так как они тесно связаны с воображением ребенка.

Авторы программы «Обучение детей творческому рассказыванию» Т. А. Сидорчук и А. Б. Кузнецова считают, что у выпускника детского сада должны быть сформированы навыки высказывать свои мысли связно, умения строить диалог и составлять рассказ на заданную педагогом тематику [2].

Содержание программы «Обучение детей творческому рассказыванию» заключается в использовании определенных методов и приемов эффективного обучения рассказыванию по воображению дошкольников, необходимости расширения словарного запаса, становлении творческого начала, воспитании звуковой культуры речи именно на специально организованных занятиях по речевому развитию, которые в свою очередь, должны носить комплексный характер.

Согласно данной программе, несмотря на сложность восприятия дошкольниками пиктограмм, мнемотаблиц и схем, их использование является эффективным средством обучения рассказыванию по воображению и развитию связной речи.

Следовательно, в организации работы педагога по обучению воспитанников рассказыванию на основе воображения необходимо реализовывать следующие педагогические условия:

1) развивать у детей зрительную и слуховую память;

2) продумывать обстановку на занятии, способствующую раскрытию у детей творческого потенциала;

3) использовать методы и приемы по активизации связной речи у детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что по мнению авторов, работа по обучению дошкольников рассказыванию на основе воображения способствует формированию у ребенка умения составлять самостоятельный рассказ, раскрытию у него творческого потенциала, становлению связной речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст сензитивен для развития связной речи. В этом возрасте у ребенка формируются такие психические процессы, как память, мышление, воображение, а также фонематическая, фонетическая и просодическая сторона речи. В комплексе все эти процессы влияют на способность ребенка обучаться рассказыванию по воображению.

Для эффективного развития у дошкольников умения рассказывать по воображению необходимо использовать следующие методы и приемы:

использование пиктограмм, мнемотаблиц и схем;

применение игровых ситуаций, картинок, занимательного дидактического материала и т. п.

На наш взгляд, наиболее эффективным методом в обучении воспитанников детского сада рассказыванию по воображению, являются игровые ситуации, поскольку именно в игре формируется творческое мышление и воображение дошкольников.

Список литературы:

1) Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 271 с.

2) Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение детей творческому рассказыванию. – М., 2011. – 223 с.

3) Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 2009. – 327 с.

4) Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам : пособие для логопеда. – М., 2012. – 197 с.

5) Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Школа раннего развития» под ред. Белоус И. А., М., 2011. – 200 с.

6) Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста речи в детском саду. – М., 2002. – 229 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Игры-тренажеры для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Читаем слоги»Игры-тренажеры для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Читаем слоги» Для каждого ребенка чтение слогов – это обязательный этап освоения процесса чтения. Игр - тренажеров для обучения чтению слогов много..

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Методические пособия для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматыМетодические пособия для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека». Макс Эйве. Раннее обучение детей дошкольного возраста.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по воображению
Опубликовано: 29 января 2024 в 12:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД