МААМ-картинки

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе

Наталья Татаркина
Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе

Статья Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе

Старший воспитатель:Татаркина Т. В.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного об-разования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Публикация «Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе» размещена в разделах

Образование в нашей стране начинается в сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, самой главной задачей которых является подготовка детей к школе. Как известно, проблема формирования необходимых компетенций у будущих школьников не нова и, по сути, решена как педагогами, так и психологами — вопросы готовности к обучению в школе в течении многих лет изучались такими отечественными и зарубежными исследо-вателями, как О. Мусурмонова, Ф. Вахобова, Р. Суннатова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и многими другими. Прове-денными ими исследования позволили также четко выделить следующие компоненты го-товности к школе : физическая, умственная, мотивационная, эмоционально-волевая, го-товность к общению (классификация Гуткиной Н. И.).

В исследованиях Кулагиной И. Ю. выделяются два аспекта психолого-педагогической го-товности: личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность.

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школь-ной готовности, мотивационная и интеллектуальная подготовка невозможны без активно-го участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Дошкольное образо-вание воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить усло-вия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий. Необходимо признать, что на сегодняшний день в ДОУ идет усиленная подготовка по интеллектуаль-ному развитию, т. е. ребенка учат писать, считать, а также иметь знания в рамках указан-ных в Государственных требованиях к развитию детей дошкольного возраста. Более того, разработанная в республике методика диагностики готовности ребенка к школе также ориентирована в первую очередь на обследование когнитивной сферы. Поэтому, проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора эмоционально-волевой подго-товки детей к обучению в школе остается на сегодняшний день актуальной.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осу-ществляется на занятиях в ДОУ на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует когнитивный элемент, он старается узнать новое, старается само-стоятельно что-то построить, слепить. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. В то же время наблюдения за адаптацией выпускников ДОУ к условиям школы показывают, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения зна-ний в условиях массовой школы лежат другие механизмы. Высокий уровень познаватель-ной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения, т. е. ребенок должен подготовиться и с психологической точки зрения, эмоцио-нально-волевая сфера ребенка должна адаптироваться в новой среде (социальная адапта-ция, надо признать, что межличностные отношения с первых дней могут отрицательно повлиять на познавательную деятельность ребенка, если он не был к ним готов. К пробле-мам социальной адаптации детей ученые И. В. Дубровина, Н. В. Белякова относят следу-ющие: для школьников 6– 7 лет- угроза для интеллектуального развития: стресс, эмоцио-нальная незрелость; для школьников 11–12 лет — выраженность эмоционально-волевых и поведенческих нарушений, для школьников 15–16 лет — тревожность в межличностных отношениях. Впечатления «первого звонка» очень быстро проходят, когда ребенок начи-нает понимать, что не каждый день в школе –праздник, что надо сидеть по 45 минут на уроках, заниматься, готовиться. При чем все взрослые твердят ему что он уже вырос и по-шел в школу, а в школе ребенок осознает, что он самое первое звено в цепи, что над ним очень много классов- именно отсюда начинаются стрессы и капризы.

Поэтому, обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к шко-ле могут только объединенные усилия учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка.

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, роле-вые игры.

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педа-гогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и приме-нение в семейной среде, т. е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя). Инновационные формы предполагают как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выводы из конкретных ситуаций (напри-мер, проигрывание ситуаций самими родителями). При этом надо учитывать, что не все родители имеют педагогические и психологические навыки по работе с детьми. Метод проигрывания ситуаций поможет родителям реально посмотреть на себя со стороны, оце-нить адекватно и объективно оценить все трудности при поступлении в школьное обуче-ние.

Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в детском саду, в котором с детьми ведутся занятия по под-готовке к школе, а родители имеют возможность наблюдать степень знаний и умений своих детей. Потом они обсуждают волнующие их проблемы на специально организован-ным мероприятиям (формам) — групповые семинары, круглый стол, диспуты по форми-рованию готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого и суметь правильно ориентироваться на потребности и формирование необходимых компе-тентностей родителей.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ре-бенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагоги-ческого воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, по-сещающих детский сад.

Таким образом, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей к школе.

При подготовке детей к школе необходимо учитывать и мотивацию дошкольника. Работа воспитателя дошкольного учреждения по формированию у детей мотивов учения и поло-жительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в шко-лу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассмат-ривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни : радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных зна-ний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При — этом важно пока-зать детям образ «хорошего ученика " и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьно-го обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решаю-щую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интере-сующей информации (в книгах, журналах, справочниках, осознание общественной зна-чимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание тру-диться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе, положительных результатов силами одного лишь дошкольного учре-ждения достигнуть не удастся.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом об-ращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника :

- внимательно ли он слушает взрослого;

- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Таким образом, задача современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, что требует системного подхода. Одно из оптимальных решений — до-школьные учреждения, современные детские центры образования и развития, направлен-ные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. —Л. : ЛГУ, 1968. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. —Л. : ЛГУ, 1968.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - 4-е издание, перераб. 25 стр.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -Москва 1991.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. — М. : Ака-демия, 1999.

5. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л. : ЛГУ, 1980.

6. Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения. — М. : Прометей, 1991.

7. Дубровина И. В. Особенности психического развития детей // Возрастные особенности психического развития детей. -М – 1992г.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Библиотека изображений:

Публикация Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Татаркина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе
Опубликовано: 27 октября 2023 в 22:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД