МААМ-картинки

Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы

Наталья Пономарева
Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»

Дж. Локк

С самого рождения ребёнка происходит духовно-нравственное воспитание, которое формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Истоки нравственного воспитания, сопровождают нас всю жизнь, влияют на поступки человека, формируют облик его личности, выделяют его ценности.

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошёл разрыв норм морали, где материальные ценности доминируют над духовными.

Публикация «Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание – это важная задача, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня нашему обществу необходимо возрождение духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Культура общества, семья и образовательное учреждение – это та среда, в которой живет ребенок, где формируется его внутренний мир, его ценности.

Цель духовно-нравственного воспитания – это воспитание духовно-нравственной личности ребенка, знающей о своём народе, о его подвигах, о традициях.

Для достижения этой цели перед педагогами встают ряд задач:

воспитание начал патриотизма и гражданственности;

воспитание гуманного отношения к людям и окружающей природе;

воспитание духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации;

уважение к представителям других национальностей;

формирование уважительного отношения к труду.

В своей работе я использую такие педагогические технологии, как проектная, исследовательская, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная. Эти технологии помогаю в воспитании у дошкольников патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй. Проведение совместных проектов, акций благоприятно влияет на взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Среди инновационных методов отмечу:

Использование элементов ТРИЗ. Это технология помогает развивать такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Так же в работе использую ИКТ, при этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Проектный метод является гарантией того, что ребёнок прочно и надолго запомнил, так как лично является участником каждого этапа.

Отдельно хочется выделить, что модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.

Одна из таких форм - культурные практики, которые я использую в своей работе. В соответствии с основными видами детской деятельности использую следующие виды культурных практик, реализуемых во второй половине дня:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры).

2. Ситуация общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта.

3. Творческие мастерские. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, приобщение к народным промыслам в ходе кружковой работы («В мастерской народных умельцев», просмотр познавательных презентаций, оформление библиотечки («Книжкин дом», игры.

4. Сенсорные и интеллектуальные тренинги.

5. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Включение родителей в процесс духовно- нравственного развития детей реализовывается в следующих формах: проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; организован родительский уголок с наглядной информацией; проведены индивидуальные и групповые консультации; регулярно используется раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; проводятся совместные досуги, творческие мастерские.

В процессе работы для выявления степени сформированности основ нравственной культуры проводила опросы, наблюдения, анализировала. Это помогло выявить проблему и противоречия.

Проблема: Нас окружает много иностранных слов, песен, фильмов, игр, гаджетов, на фоне этого теряется интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.

Противоречия:

развитие у дошкольников интереса к миру прекрасного и отсутствие условий в раскрытии творческого потенциала ребёнка в самостоятельной деятельности;

желание приобщать дошкольников к духовной культуре и недостаточно эмоциональная и техническая подготовленность ребёнка;

понимание значения личного примера взрослых в формировании основ духовно - нравственного воспитания детей и низкая активность родителей.

Анализируя проблемы и противоречия сделала для себя вывод: благодаря фольклору, в частности, пословицам, поговоркам потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче ощутит прелесть родной природы, усвоит представление народа о красоте, морали, познакомится с обычаями и обрядами, одним словом, впитает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Свою работу провожу по составленному перспективному плану, в котором основные направления:

1. Знакомство с атмосферой национального быта – создание интерьера русской избы «Горница», «Русская печь»

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, закличек).

3. Знакомство с народным искусством.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы.

Работа ведется по разделам.

1 Путешествие в историю

2 «Быт и традиции»

3 «В чудесном мире русского языка»

4 «Дело мастера боится»

У каждого педагога свои методы, свои секреты. Я использую духовно-нравственный компонент через разные виды деятельности, разные формы работы. Не забываю про волшебную силу художественного слова, театрализованную и продуктивную деятельность.

Все это помогает детям стать душевнее, помогает обретению новых представлений, новых, более высоких потребностей.

Решая задачи духовно- нравственного воспитания, организую культурные практики детей в совместной проектной деятельности со взрослыми.

С младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через проекты, знакомящие: с потешками, прибаутками; чтение русских народных сказок; драматизация, театрализованные представления, праздники (Рождество, Масленица, Синичкин день, Пасха).

В среднем дошкольном возрасте провожу работу по формированию нравственно- патриотических качеств через проекты, знакомящих детей с историей и культурой наших предков. Провожу беседы и просмотр презентаций с демонстрацией наглядного материала, что бы дети не только увидели, но и потрогали своими руками.

С детьми старшей группы беседую на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Доброе дело делай смело». Для того что бы занятие наиболее запомнилось, предполагает использование в практической части различных видов продуктивной деятельности рисовании, аппликации, лепки. Всё творчество организуется в тематических выставках.

Так же объединяют целевые прогулки, экскурсии, а проведение праздника, посвященного Дню матери, стало доброй традицией.

Постепенно приобщая дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:

для детей:

- созданы внутренние предпосылки для эмоционального благополучия ребенка;

- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю

для родителей:

- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

В настоящее время я продолжаю работать по данной теме, используя новые педагогические технологии и формируя у моих воспитанников нравственные качества.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:

Публикация Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Пономарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы
Опубликовано: 13 января 2020 в 15:53
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД