Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Наталья Ерофеева
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Аннотация.

В данной статье авторы рассматривают особенности развития мелкой моторики, в частности у детей старшего дошкольного возраста. Проводится анализ понятийного аппарата мелкой моторики в целом, выявляется проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и, соответственно, предлагается ряд методов развития мелкой моторики рук. Особое внимание, авторы уделяют пальчиковой гимнастике, пальчиковым играм, способным помочь развить мелкую моторику в старшем дошкольном возрасте. По мнению авторов данной статьи, значимость и актуальность выбранной проблемы в условиях современности обусловлена подготовкой детей старшего дошкольного возраста к письму, так как, в школе, на первом этапе обучения, зачастую дети начинают сталкиваться с трудностями касаемо письма, в частности: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв, буквы слишком большие либо наоборот маленькие и т. п. Такого рода сложности продиктованы неразвитой или слабо развитой мелкой моторикой пальцев руки и недостаточным уровнем сформированности зрительно-двигательной координации. Исходя из этого, авторы пришли к мнению, что важно грамотно подобрать максимально эффективные методы и средства, способные помочь в развитии мелкой моторики. Также отметим, что при развитии мелкой моторики решаются такие задачи, как: улучшается зрительно-двигательная координация, совершенствуется ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки и др.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, старший дошкольный возраст, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие детей не посредством системы знаний, а благодаря эффективным формам организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста [1]. Особое внимание и особая значимость отведена именно игре, как форме организации детской деятельности, поскольку её следует трактовать как особую деятельность ребёнка, благодаря которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи, следовательно, все «уроки» воспитания для детей дошкольного возраста, в частности, старшей группы, должны проходить в форме игры.

Прежде чем мы проанализировали особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, были проанализированы работы по выбранной проблеме как отечественных авторов, так и зарубежных. Так, исследовав научные труды и опыт работы по данной проблеме, констатируем, что работа по развитию мелкой моторики должна быть основана на совокупном подходе, в частности, в частности, по мнению Л. Н. Матвеевой, на сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В целом, под мелкой моторикой принято трактовать «способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость» [2]. Принято отмечать три главных вида моторики, а именно: крупную, мелкую и артикуляционную. При этом заметим, что крупная моторика подразумевает работу больших мышц (пробежки, отжимание); мелкая моторика подразумевает движение кистей рук и пальцев, а также совмещения действий (глаза и руки при рисовании, а артикуляционная предусматривает способность и умение координировать функции речевых навыков (связной разговор).

При исследовании в области психологии, западными учёными отмечалось, что одна третья коры мозга ответственна за мелкую моторику, которая расположена «по соседству» с мозговым речевым центром. Такой научный факт предоставляет нам право утверждать, что развитие мелкой моторики, например, у грудничка воздействует на формирование и развитие речевых навыков; памяти; мышления; логики; воображения. Как гласят многие мамы в частности, детки, которые хорошо владеют своими ручками, более усидчивы и утомляются намного меньше, нежели детки, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики. Такого мнения придерживается и В. В. Цвынтарный [4].

По мнению Ю. Н. Тонковой, уровень сформированности мелкой моторики влияет на степень развития речи и можно сказать, что они взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга. При этом, манипулятивная деятельность неким образом мотивирует речевое развитие, а применение речевого материала способна развивать артикуляционную моторику. Выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера способствует координация движений, и в совокупности, всё это повышает уровень работоспособности коры головного мозга, активизирует мыслительную деятельность [3].

Исходя из того, что в старшем школьном возрасте одним из основных видов деятельности выступает игра, задания, направленные на развитие мелкой моторики, соответственно, носят игровой характер.

Также заметим основные принципы работы по развитию мелкой моторики, которые соответствуют основным педагогическим принципам. Итак, к числу таких принципов отнесё м следующие: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательность и активность в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Особое внимание при рассмотрении проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, мы обратили на роль пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, поскольку мы уверены, что именно «пальчики», «рука» - это «инструмент всех инструментов» (как говорил ещё Аристотель, «рука – это своего рода внешний мозг», как писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль», и пальчиковая гимнастика – это основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста. на наш взгляд, пальчиковые игры – это универсальный, замечательный способ сформировать и развить устную речь ребенка и мелкую моторику рук, это прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Посредством таких игр вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, также формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В процессе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогают детям освоить счёт, пространственные понятия.

По мнению И. Ф. Чусовитиной, в основе многих игр заложены сказочные сюжеты, что, в свою очередь, помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь [5]. Благодаря таким играм, можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательную образовательную деятельность в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Так, традиционный набор упражнений по развитию тонкой моторики (в частности, мы подразумеваем, плетение, конструкторы, мозаику, лепку и т. д.) применяют главным образом движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. Такого рода упражнения также включают социальную зону руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, которая несёт основную нагрузку в быту и в общении. При этом, остаются пассивными безымянный палец и мизинец. Заметим, что эффект от таких упражнений не особо велик, и чтобы получить максимальный «коэффициент полезного действия» игры с пальцами рук и занятия необходимо составлять так, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; применялись изолированные движения каждого из них.

Пальчиковую игру можно построить на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей, хотя, движения пальцев должны быть изолированными в любом случае. Смеем предположить, что особый эффект и заинтересованность представляют игры на расслабление; игры, где особой ролью наделены безымянные пальцы и мизинцы; игры на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

В заключении данной статьи констатируем, что очень важна систематизация в работе педагогов, воспитателей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, что безусловно поможет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи. В перспективе, например, возможна организация кружка «Озорные пальчики». Очень важно, чтобы игры для развития мелкой моторики проводились под наблюдением взрослых, в противном случае, дети могут проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Обязательно необходимо соблюдать систематический характер проведения подобного рода игр и упражнений.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // СПС Консультант Плюс, 2022

2. Матвеева, Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149)

3. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М. : Буки-Веди, 2021. С. 137–139.

4. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 2017. – 230с.

5. Чусовитина, И. Ф. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании / И. Ф. Чусовитина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 198-201.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 14:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД