Получи документы

Профилактика профессионального выгорания педагогов в МБДОУ

Ирина Федореева
Профилактика профессионального выгорания педагогов в МБДОУ

Призывая педагогов заботиться о здоровье дошкольников, необходимо обращать внимание на здоровье самих педагогов и их отношение к нему. Как отметил в своём интервью РИА Новости председатель Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования Фарис Харисов, эффективность реализации оздоровительных программ возрастает, когда педагоги сами начинают заниматься своим здоровьем. Он также указал на необходимость получения педагогами знаний и навыков по управлению своим здоровьем как в период профессиональной подготовки (в колледжах и вузах, так и во время повышения квалификации.

Публикация «Профилактика профессионального выгорания педагогов в МБДОУ» размещена в разделах

Официально профессиональных заболеваний педагогов не существует, однако, как считают сами педагоги, это не так. Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации. Для работников при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

В нашем образовательном учреждении для создания условий сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, проводятся профилактические мероприятия в трех направлениях: организация деятельности, улучшение психического климата, учет индивидуальных особенностей.

1. Особо важным в работе по сохранению эмоционального самочувствия является, организация деятельности. Для этого администрация детского сада постоянно старается повысить своим работникам мотивацию, поддерживает социальные и другие моменты, обеспечивает работникам возможность профессионального роста. В плане профилактики синдрома выгорания большое внимание уделяется организации рабочего места и времени. Созданы благоприятные условия во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, скомплектована библиотека изданий периодической печати, техническая оснащенность. В группах мебель, температура, освещенность соответствуют нормам санитарно-гигиенических требований. Проводятся семинары, психологические тренинги, практические занятия на снятие стрессов, техники релаксации. Демократичное руководство способствует здоровым взаимоотношениям сотрудников. В нашем коллективе наблюдается благоприятная, доброжелательная обстановка, у педагогов позитивное настроение.

2. Улучшение психологического климата в коллективе является важным моментом. Для оптимизации комфортного микроклимата, сплочения коллектива используется ряд мероприятий. Организуются совместные походы на природу, поездки на Байкал, в Тальцы, выезд в театр, экскурсии в музеи. Очень интересно и дружно в саду проходят юбилеи, а корпоративные мероприятия за пределами учреждения помогают сплочению коллектива. Так же организуются творческие выставки поделок (хобби) работников детского сада, участие в фестивалях песни. Значительно развивает сопротивление «выгоранию» активный отдых, включая в себя различные формы здорового образа жизни. Ежегодно сотрудники дошкольного учреждения осуществляют ледовый переход через Байкал, участвуют в городской спартакиаде работников образования, проводят лыжные прогулки по зимнему лесу и так далее, что не только способствует эмоциональной разгрузке и общению в неформальной обстановке, но и укреплению здоровья в целом. Благодаря этим мероприятиям происходит единение коллектива.

3. Важное значение придается учету индивидуальных особенностей сотрудников. Первое направление в работе направлено на развитие креативности у педагогов. В коллективе большая часть креативных сотрудников, осуществляя правильный подход и выбор средств общения, люди меняются, отказываются от стереотипов. Для этого используются индивидуальные беседы, свободный выбор деятельности по желанию и умению (по желанию воспитатели участвуют в различных ролях на детских утренниках и взрослых праздниках, и т. д.). Каждому педагогу предоставляется возможность раскрыть свои способности. Это способствует повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов. Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. В нашем детском саду с педагогами в этом направлении работает психолог. Проводятся мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов (проводятся тесты, обучение умению разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, развивать способности, достигать поставленные цели разного рода тренинги). Занятия проводятся как групповые, так и подгрупповые. Индивидуально психологом оказывается психологическая поддержка, консультирование. Вся эта работа развивает в педагогах культуру общения, эмпатические качества личности и экспрессивные умения, навыки конструктивного решения педагогических ситуаций, а также способы профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. Третье направление саморегуляция, которая может осуществляться как непроизвольно (т. е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания, так и произвольно с участием сознания. Мы бессознательно используем такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Важна помощь психолога, которая учит снимать эмоциональное перенапряжение с помощью тренинговых упражнений самостоятельно.

Хочется отметить, что смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для меня вещей; мысленное обращение к высшим силам; вдыхание свежего воздуха; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так., хорошие приемы саморегуляции организма. Одним из средств является дыхательные гимнастика. Удобно, можно сделать одно упражнение в перерыве. Дыхательные упражнения дают прилив бодрости и сил, укрепляет иммунную систему, успокаивает нервную систему. Они активно используются педагогами в практической деятельности.

В заключение хочется отметить: опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. И если проблема появилась, легче с ней справиться в начале. Работа в комплексе по всем направлениям позволяет повысить уровень эмоциональной устойчивости, предотвратить появление данного синдрома или скорректировать его.

Список используемой литературы:

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М. : Информац. Изд. Дом Филин, 1996.

2. Зборовская И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6.

3. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания» : позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8.

4. Формалюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:

Публикация Профилактика профессионального выгорания педагогов в МБДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Федореева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Профилактика профессионального выгорания педагогов в МБДОУ
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 04:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД