Лучший педагог года

Продуктивная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста

Федорова Оксана Валерьевна
Продуктивная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность как средство развития

детей дошкольного возраста

Федорова Оксана Валерьевна

МДОУ «Д/с № 114 о. в.»

г. Магнитогорск

Всем известен тот факт, что ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игровая. Однако, не менее важным является ещё один вид детской деятельности - продуктивный. В дошкольном образовании продуктивной деятельность считают деятельность, осуществляемую под руководством педагога, в результате которой появляется какой-либо продукт [4, с. 30].

Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В результате различных исследований было доказано, что благодаря продуктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие навыки:

графический навык;

настойчивость;

усидчивость;

целенаправленность;

умение планировать свою деятельность;

умение достигать некоторого результата.

Для изучения результатов детской продуктивной деятельности (рисунков, поделок и т. п., с целью исследования развития детей, используется анализ продуктивной детской деятельности. Этот метод можно применять как в массовых исследованиях, чтобы определить общие закономерности психического развития, так и при изучении развития отдельной личности в диагностических целях.

В последнее время, обнаружена тенденция роста числа детей с отставанием в речевом и личностном развитии. Известно, что речь ребёнка напрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук. Продуктивная деятельность способствует развитию мускулатуры рук, координацию движений, помогает развивать творческое воображение, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). Кроме того, продуктивная деятельность способствует формированию таких моральных качеств личности: как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Ведь формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве [4, с. 33].

Основными видами продуктивной деятельности в дошкольном образовании являются:

- рисование;

- аппликация;

- лепка;

- конструирование из бумаги и строительного материала;

- создание поделок, макетов из природного и бросового материала.

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Можно выделить следующие функции продуктивной деятельности в дошкольном возрасте :

психотерапевтическая;

психодиагностическая;

развивающая;

экспрессивная.

Рисование способствует процессу интериоризации. Рисунок - это материальная опора для внутреннего плана деятельности, что способствует переходу от символа к знаку. Кроме того, рисование является средством психотерапии (вид арт-терапии). Известно, что в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей используются все виды продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность способствует развитию когнитивных процессов у ребенка. С помощью рисования можно выразить на плоскости цвет и форму предмета. С помощью лепки можно воплотить объемную форму. Конструирование помогает выразить соотношения элементов. В процессе продуктивной деятельности выделяются свойства предметов. Они составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т. д. Это является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию.

Экспрессивная функция - это одна из важных функций детского рисования, лепки и конструирования, ведь ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности.

В процессе продуктивной деятельности сочетается не только умственная, но и физическая активность. Необходимо применять определенные усилия, чтобы создать рисунок, поделку из пластилина, аппликацию. Необходимо применять определенные усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями. В процессе продуктивной деятельности дети овладевают практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им проявлять самостоятельность [5, с. 11].

Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий:

- Перцептивные действия, которые являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность. Так как для создания образа необходимо выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: цвет, величину, форму, расположение предметов в пространстве;

- Действия по замыслу образа. Суть этого действия в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, в определении материалов, приемов, последовательности действий. ;

- Изобразительные действия, для овладения которыми дошкольникам необходимо освоить знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.

- Действия контроля и оценки, которые формируются при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Ребёнок должен уметь дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом.

Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности : стадия бесформенных изображений (3-4 года) и стадия изобразительных схем (4-7 лет). Стадия бесформенных изображений, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, раздельно нарисованные предметы короткими прямыми или округлыми штрихами, не связанными в единое целое. Стадия схем характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями [1, с. 122].

Таким образом, продуктивная деятельность имеет огромное значение во всестороннем развитии дошкольника. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию играет большую роль в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Список литературы

1. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства) : дис. канд. пед. наук. Пермь, 1999.157 с.

2. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу (программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего и младшего дошкольного возраста. М. : Линка-Пресс, 2007. 248 с.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.

4. Короткова Н. А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2001. № 11. С. 29-39.

5. Лыкова И. А., Горелик Н. А. Интеграция интеллектуального и эстетического развития детей как педагогическая проблема // Педагогика искусства, 2010. № 2. С. 3-16.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Поздравительная газета к Новому году»Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Поздравительная газета к Новому году» Цель: Способствовать развитию творческого воображения дошкольников при создании поздравительной газеты При создании поздравительной газеты.

Библиотека изображений:

Публикация Продуктивная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Федорова Оксана Валерьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Продуктивная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2023 в 23:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД