Получи документы

Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

Тушкова Ольга Владимировна
Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе использования игр-экспериментирования. Подтверждаются условия гипотезы о том, что игра-экспериментирование будет являться эффективным средством развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста, если: будет организована развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя центр экспериментирования; педагог вносит в различные виды детской деятельности элементы новизны, направленные на изучение разнообразных свойств и качеств предметов.

Публикация «Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова

Экспериментирование, игры, наглядно-образное мышление, дети среднего дошкольного возраста.

Tushkova O.V.

4th year student of N.F. Katanov KSU,

Abakan, Russia

EXPERIMENTATION AS A MEANS OF DEVELOPING VISUAL AND IMAGINATIVE THINKING OF CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE

Annotation

The results of experimental work on the development of visual and imaginative thinking of children of middle preschool age in the process of using experimental games are presented. The conditions of the hypothesis that the experimentation game will be an effective means of developing visual and imaginative thinking of children of middle preschool age are confirmed if : a developing subject-spatial environment, including an experimentation center, is organized; the teacher introduces novelty elements into various types of children’s activities aimed at studying various properties and qualities of objects.

Keywords

Experimentation, games, visual and imaginative thinking, children of middle preschool age.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДОО, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДОО, важной задачей в системе образования в РФ является развитие у детей мышления.

В исследованиях известных ученых (С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, Б. Г. Ананьев, Л. Л. Гурова, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, И. С. Якиманская и др.) показана важная роль наглядно-образного мышления в умственном развитии дошкольников. Данный вид мышления подразумевает способность решения задач, включающий наблюдения за ситуацией и оперирование образами, состоящих из предметов без практических действий с ними [1].

Исследование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста имеет теоретическое и практическое значения относительно закономерностей его индивидуального развития. Умение создавать образы и пользоваться ими – это свойства интеллекта человека. Наглядно-образное мышление обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала, модифицировать их в разных условиях, свободно изменять и создавать новые образы.

Разработка эффективных средств и методик, стимулирующих ребенка к исследовательскому поиску представляется одной из главных задач современного дошкольного образования. Особую актуальность представляет решение вопросов специфики детского экспериментирования, его влияние на развитие познавательной сферы дошкольников. В нашей работе акцент будет сделан именно на играх-экспериментирования.

Роль игры-экспериментирования в развитии детей среднего дошкольного возраста рассматривалась в работах многих ученых. В частности, Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Однако, как показывает анализ теоретической литературы, методический аспект этого вопроса недостаточно разработан. Вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы исследования «Игра - экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте».

Опытно-экспериментальное исследование использования игр-экспериментирования в процессе развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Матрёшка», г. Абакана, Республики Хакасия, с воспитанниками среднего дошкольного возраста группа «Капитошка», в количестве 20 человек.

Последовательность проведения опытно-экспериментальной работы осуществлялась по следующим этапам: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для изучения уровня развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста, были использованы методики: методика «Четвертый лишний» (Н. Белопольская); методика «Нелепицы» (С. Забрамная).

По результатам проведенных методик, на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, был сделан вывод, что у большинства исследованных детей среднего дошкольного возраста, уровень развития наглядно-образного мышления, находится на низком и среднем уровне. Следовательно, возникает необходимость организации работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было развитие наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования игр-экспериментирования. Система работы по организации занятий с использованием игр-экспериментирования была построена на основе содержания основной общеобразовательной программы ДОУ.

Дети с большой радостью и увлечением включались в экспериментальную деятельность. Они с восторгом наблюдали за процессом: переливали воду, пересыпали песок, сравнивали особенности песка и глины. Чтобы экспериментальная деятельность не превратилась в забаву, мы подводили детей к выдвижению предположений, к формулированию выводов (как решали задачу и что получилось).

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был сделан вывод, что при целенаправленном систематическом использовании игр-экспериментов, дети среднего дошкольного возраста учились моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных вопросах, наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Значимость игр-экспериментирования заключалась в том, что наглядно обнаруживались скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности. Дети осознанно и творчески относились к выполняемой деятельности, интенсивно усваивали различные способы достижения результата с опорой на имеющийся опыт и применяли их в разных видах деятельности.

Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа. В результате проведенного диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, были получены следующие результаты. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 12 детей (60%, 8 детей (40%) показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, низкий уровень развития наглядно-образного мышления выявлен не был.

Таким образом, по результатам исследования был сделан вывод о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста повысился.

Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение.

Список использованной литературы:

1. Вопросы мышления детей : Сборник статей / Отв. ред. А. А. Люблинская. – М. : Прогресс, 2012. - 247 с.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М. : Просвещение, 2005. - 35 с.

3. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Младший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64 с.

5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 208 с.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2023 в 09:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Тушкова Ольга Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД