МААМ-картинки

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Комолова Татьяна
Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Основные виды девиантного и делинквентного поведения подростка :[/b]

• особенности проявления и причины агрессивного поведения и насилия в подростковом и юношеском возрасте;

• особенности профилактики формирования виктимности;

условия и факторы формирования различных видов зависимости: от психоактивных веществ, игровая, интернет-зависимость, эмоциональная, а также меры профилактики и коррекции;

• особенности нарушений сексуального поведения в подростковом возрасте;

Публикация «Причины девиантного поведения в подростковом возрасте» размещена в разделах

• психологические особенности несовершеннолетних родителей;

причины, симптомы и меры профилактики суицидального поведения подростков;

• определять факторы риска формирования асоциальной и антисоциальной направленности личности и генезиса девиантного поведения;

• факторы риска формирования противоправного криминального поведения несовершеннолетних;

• выделять симптомы формирующейся интернет-зависимости с целью ее профилактики и преодоления;

• разрабатывать рекомендации по профилактике и преодолению явлений буллита и насилия в школе;

• разрабатывать рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков и юношей;

владеть базовой схемой факторов риска генезиса девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте;

• специальной терминологией.

Виды девиантного и делинквентного поведения подростка.

В периоды социальных кризисов и трансформирования, размывания ценностно-нормативной системы социальных отношений ранее существовавшие формы социализации оказываются несостоятельными, происходит "сбой" в действии прежних социальных институтов, порождая десоциализацию и девиантное поведение.

Десоциализация представляет собой негативную социализацию в форме отделения, противостояния и конфронтации с обществом, представляющую угрозу и негативные следствия для социальных устоев и приводящую к снижению уровня адаптации личности к жизни общества. Причиной десоциализации может стать включенность подростка в контркультурные группы. Контркультурные группы могут носить криминальный, квази культовый и экстремистский характер. Негативное воздействие контркультурных групп на поведение подростка обусловлено их особенностями: отрицанием самоценности личности и ограничением ее автономии; верховенством норм, отражающих антисоциальный характер контркультурной группы, жестким авторитарным лидерством и контролем за соблюдением норм, широким использованием подкреплений в форме вознаграждений, наказаний и принуждений, ограничений или запретов на отношения с семьей и родственные контакты. В подростковом возрасте значимым объектом регуляции в антисоциальной группе становится поведение в сексуальной сфере, когда устанавливаются крайние нормы: от беспорядочных сексуальных связей до аскетизма и табуирования всех аспектов сексуальных отношений. Уязвимость подростков к вовлечению в контркультурные группы объясняется, с одной стороны, их направленностью на поиск идентичности и опробование различных ролей, причем особенно привлекательными оказываются необычные роли, заметно отличающиеся от тех, которые предлагают родители, школа, формальные воспитательные организации, и предоставляющие подростку возможность "выделиться", стать "отличным" от других, утвердить свою исключительность и компенсировать ущербность и низкую самооценку, а с другой — возможностью обеспечить подростку защиту и безопасность, уверенность в себе благодаря причастности "сильной" группе. Рост влияния антисоциальных групп, реализующих ценности контркультур, на молодых людей объясняется не только существованием объективных социокультурных обстоятельств, в частности сращиванием контркультур с определенными экономическими и идеологическими структурами общества, но и с проникновением влияния таких групп в образовательные учреждения — школы, спортивные секции и клубы — организаций контркультурного толка.

Нередко причиной десоциализации становится социальная дезориентация — психологический синдром, складывающийся еще в дошкольном и младшем школьном возрастах и находящий проявление в асоциальном поведении, причиной которого служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение. В подростковом возрасте социальная дезориентация связана с социальной инфантильностью или низким уровнем развития социального интеллекта, что приводит к низкой чувствительности к социальным нормам и их нарушениям. Успешное решение подростком возрастных "задач развития" (Р. Хевигхерст) является профилактикой формирования асоциальной направленности личности.

Вхождение подростка в группу антисоциальной и асоциальной направленности — это лишь первый шаг в направлении делинквентного и девиантного поведения. Подобные группы, как правило, реализуют в отношении своих членов осознанную и целенаправленную стратегию диссоциального воспитания, формируя у них антисоциальное сознание и поведение.

На первом этапе формируется привлекательный для подростка образ группы, на втором происходит включение в группу и ориентация подростка в ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в группе, нередко в форме систематического обучения с помощью кураторов и наставников. На третьем этапе, приобретая определенный опыт удовлетворения своих потребностей в асоциальной и антисоциальной форме, подросток вступает в критическую фазу трансформации мотивов, которые приобретают антисоциальное содержание и обусловливают формирование устойчивых антисоциальных установок сознания и поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам, которое вызывает негативную оценку общества [2]. При оценке поведения подростка как девиантного необходимо учитывать следующее:

- социокультурная природа отклоняющегося поведения личности обусловливает исторически изменчивый характер девиантного поведения, сопряженного с изменением социальных норм и правил в различные исторические времена;

-негативная оценка девиантного поведения может выступать в форме общественного осуждения либо применения социальных санкций, причем в случае делинквентного поведения это может быть уголовное наказание;

-результатом отклоняющегося поведения является нанесение реального ущерба окружающим людям и обществу, а также самому субъекту такого поведения в различных формах — дестабилизации общественного порядка, морального и материального ущерба, физического и психического насилия, ухудшения соматического и психического здоровья и благополучия;

-девиантное поведение носит стойко повторяющийся характер (многократное или длительное);

-отклоняющееся поведение сочетается с общей асоциальной и антисоциальной направленностью личности;

-отклоняющееся поведение не выходит за пределы медицинской нормы и не должно отождествляться с психическими заболеваниями, хотя может являться его следствием, переходя в патологическое поведение;

-отклоняющееся поведение приводит к социальной дезадаптации различной степени тяжести;

-отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Существуют различные классификации девиантного поведения. В зависимости от результата и степени социального одобрения выделяют три группы девиаций : 1) негативные, социально неодобряемые (асоциальное поведение как отклонение от моральных норм и антисоциальное как отклонение от правовых норм); 2) позитивные, социально одобряемые (просоциальное поведение) и 3) социально-нейтральные (нс представляющее социальной опасности с неоднозначной оценкой). С учетом направленности девиантного поведения и его эффекта для общества и личности можно выделить два типа поведения : первый тип — нестандартное поведение, играющее позитивную роль в развитии общества, но при этом не укладывающееся в рамки принятых социальных моделей и стереотипов; второй тип — деструктивное поведение, включая внешнедеструктивиое поведение, направленное на нарушение социальных норм, законов и прав других людей (аддиктивиое и антисоциальное, и внутридеструктивное поведение, направленное на дезинтеграцию самой личности (суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое).

Ф. Патаки выделяет такие виды, составляющие "ядро" девиантного поведения, как преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство.

Е. В. Змановская в качестве основных критериев классификации девиантного поведения выделяет вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

Соответственно, ею выделены три основные группы отклоняющегося поведения :

1) антисоциальное (делинквентное) поведение, нарушающее правовые нормы и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей;

2) асоциальное поведение как нарушение морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений;

3) аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, включая суицидальное, фанатическое, аутистическое, виктимное, рискованное, аддиктивиое поведение, включая пищевую зависимость и зависимость от психоактивных веществ, и т. д.

Типичными примерами девиантного поведения подростков являются систематические прогулы, побеги из дома, бродяжничество и попрошайничество, аддиктивное поведение (зависимость от психоактивных веществ, алкоголизация, табакокурение, ранняя сексуальная жизнь и аутодеструктивное поведение (парасуицидальное и суицид). Ранние алкоголизация и наркотизация в подростковом возрасте связаны со стремлением к внешней, ложно понятой взрослости, любопытством и тягой к новым ощущениям, с мотивом быть принятым в группе сверстников, быть раскованным и обрести чувство уверенности в себе. Развитие аддиктивного поведения проходит фазы первых проб, возникновения психологической зависимости (желания пережить веселье и подъем, спокойствие, избавиться от тревоги) и физической зависимости (невозможности функционировать без алкоголя или наркотика). Ранняя сексуальная жизнь находит отражение в снижении возраста сексуальной дебюта на фоне либерализации взглядов общества на половое воспитание детей, изменения ситуации "двойного стандарта" сексуальной жизни для юношей и девушек, роста числа абортов несовершеннолетних и явления подросткового материнства.

Психологическая природа девиантного поведения заключается в компенсаторном защитном поведении в форме протеста, ухода, тревожности и неуверенности, эмансипации от родителей и реакций группирования. Причины девиаций — низкая социальная успешность и нереализованность притязаний на социальное признание в семье, школе и в группе сверстников. Ф. Патаки используется термин "преддевиантный синдром", определяя его как комплекс симптомов — предвестников девиантного поведения. К ним относятся аффективный тип поведения, ориентация на получение удовольствий, трудности в школе, проявление агрессии, семейные конфликты, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе. Перечисленные симптомы затрудняют общение и взаимодействие подростка с другими благополучными сверстниками и заставляют искать общество тех, кто также является носителем указанных симптомов.

Формирование подростковых и юношеских неформальных групп и объединений в рамках молодежной субкультуры в этом случае может принять ярко выраженную асоциальную направленность.

В сфере психопатологии применительно к девиантному поведению отдельно выделяется феномен расстройства поведения, определяемого как повторяющийся и устойчивый паттерн поведения, при котором нарушаются основные права другого человека или соответствующие данному возрасту социальные нормы, требования и правила.

Выделяются четыре основных типа проблем поведения : агрессия, направленная на других; уничтожение имущества; обман или воровство; серьезные нарушения правил (отсутствие дома, несмотря на запреты родителей, побеги из дома, частые прогулы школы и т. д.). Основные критерии расстройства поведения указаны в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, принятом в США — DSМ-IV. В зависимости от степени выраженности расстройств поведения выделяют следующие их формы: легкую (малое число поведенческих проблем с незначительным ущербом для других людей, умеренную (среднее количество и умеренная степень серьезности поведенческих проблем) и тяжелую (большое количество поведенческих проблем со значительным ущербом для других). Постановка диагноза "поведенческое расстройство" возможна лишь в случаях, когда нарушение поведения является симптомом лежащей в его основе дисфункции личности, а не формой реакции на непосредственное социальное окружение. Развитие расстройства поведения часто бывает связано с другими нарушениями: наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающим расстройством (проявляющимся в устойчивых проявлениях гнева и эмоций, не связанных с возрастной нормой, трудностями обучения, депрессией, а также потреблением алкоголя и наркотиков.

Можно выделить четыре группы расстройств поведения по двум критериям :

1) деструктивность (проявление жесткости к другим, насилие) неде- структивиость (нарушение правил, сквернословие);

2) открытые поведенческие проблемы (избиение, запугивание и драки) — скрытые (лживость, воровство, уничтожение имущества).

Соответственно, выделяют следующие типы расстройства поведения : оппозиционный (открытое и недеструктивное поведение, агрессивный (открытое и деструктивное поведение, причиняющий имущественный ущерб (скрытое и деструктивное) и нарушающий статус (скрытое и недеструктивное поведение).

Исследования на выборке канадских подростков показали, что феномен расстройства поведения в возрасте от 12 до 16 лет характерен для 10% молодых людей и 4% девушек. Можно говорить о значительном росте — почти в два раза — количества фиксируемых случаев расстройства поведения в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом. Обращает на себя внимания тот факт, что юноши чаще демонстрируют такие формы поведения, чем девушки.

Можно выделить два варианта генезиса расстройства поведения :

1) расстройства поведения, которые начались в детском возрасте и продолжались в период пубертата, и

2) расстройства поведения, которые появились в подростковом возрасте. Расстройства поведения в подростковом возрасте, которые изначально появились в детстве, обладают отличительными особенностями по сравнению с расстройствами поведения, впервые зафиксированными именно в подростковом возрасте. Эти расстройства обычно являются более стабильными и тяжелыми, находят проявление в более агрессивных формах поведения и физического насилия. Подростки часто проявляют невнимательность, импульсивность, низкую школьную успеваемость, обнаруживают нейропсихологическую дефицитарность. Они отличаются трудным темпераментом и восприятием себя как отчужденных, бессердечных и не испытывающих привязанности к другим людям. В семейном контексте поведенческие расстройства подростков связаны с асоциальным поведением родителей и трудностями детско-родительских отношений. Подростки с диагнозом "расстройство поведения", поставленным в детстве, чаще совершают насильственные преступления (угроза физического насилия, изнасилование, применение оружия).

Р. Лобер с коллегами на основании ретроспективного анализа особенностей проблемного поведения в разных возрастах выделили типичную траекторию развития асоциального поведения от младенчества до взрослости. Было обнаружено, что каждой стадии развития человека соответствует определенная форма проблемного поведения, которая затем последовательно сменяется другой. Строго говоря, корректней говорить об условиях и факторах, способствующих появлению девиантного и делинквентного поведения у подростков и лиц старшего возраста. Общий путь развития асоциального поведения включает последовательность выраженности формы проблемного поведения в каждом возрастном периоде : в младенчестве — это трудный темперамент, в дошкольном возрасте — гиперактивность, в школьные годы — проблемы ненадлежащего поведения, в отрочестве и юности — делинквентность, во взрослости — формирование асоциальной личности. Важно отметить, что ни трудный темперамент, ни наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности сами по себе не обусловливают развития асоциального поведения. Однако в сочетании с определенными факторами — неблагополучием детско-родительских отношений, частыми проявлениями агрессии, активным неповиновением старшим, хронической неуспешностью и пр. — могут способствовать развитию проблемного поведения.

Особый интерес представляет модель путей развития, ведущих к проблемному поведению. Модель основана на ретроспективном анализе данных лонгитюдного исследования мальчиков с высокой степенью предрасположенности к возникновению поведенческих проблем. Авторы выделяют три пути развития, ведущие к расстройствам поведения : путь конфликта с властью и с авторитетными фигурами, скрытый и открытый путь. Путь конфликта связан с первоначальным проявлением упрямства, которое перерастает в открытое непослушание и неповиновение, а в дальнейшем приводит к уклонению от соблюдения норм и правил (прогулы школьных занятий, побеги из дома, отсутствие дома по ночам). Проявление проблемного поведения в большинстве случаев фокусировано на неподчинении власти и невыполнении существующей системы правил, но редко касается прямых форм проявления агрессии и физического насилия в отношении другого человека. Данная группа подростков редко становятся правонарушителями в зрелости.

В. Н. Иванов выделяет два уровня девиаций по степени опасности для человека и общества: докриминогенный и криминогенный. Под докриминогенным уровнем понимаются формы поведения, не представляющие серьезной общественной опасности — нарушение моральных и конвенциональных норм и правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных и наркотических, токсических средств. Криминогенный уровень — это действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно наказуемых деяниях.

Криминогенному уровню соответствует делинквентное поведение — противоправное антиобщественное поведение подростков в возрасте до 16—18 лет, основанное на их антисоциальных установках и выражающееся в действиях или бездействии, наносящих ущерб как отдельным гражданам, так и обществу в целом (А. Г. Амбрумова, В. В. Ковалев, Н. В. Вострокнутов). Делинквентное поведение является видом девиантного поведения, в то время как девиантное поведение не всегда является делинквентным.

Выделяют следующие виды делинквентного поведения : дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления. К дисциплинарным проступкам относят прогулы без уважительных причин занятий учащимися, прогул без уважительных причин и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда работающими подростками. Нарушение Правил дорожного движения, мелкое хулиганство в форме нецензурной брани в общественных местах, оскорбительные действия, нарушение общественного порядка и спокойствия, распитие спиртных напитков на улицах и в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, побеги из дома и бродяжничество, попрошайничество, занятие проституцией и др. — все это является административными правонарушениями.

Побеги из дома представляют собой распространенную форму делинквентного поведения подростков. Причины побегов кроются в страхе наказания, реакции протеста па чрезмерные требования и контроль в семье, недостаточной опеке и внимании в семье, безнадзорности со стороны родителей, отвержении и жестоком обращении сверстников; поиске удовольствий и новых впечатлений, развлечений, немотивированной тяге к перемене обстановки, скуке, тоске, акцентуации характера подростков. Новой девиантной тенденцией является феномен детского нищенства, включающий различные формы: истинное нищенство, обусловленное резким падением уровня жизни (войны, террористические акты, утрата близких, проживание с семьей за чертой бедности); принуждение к нищенству взрослыми в корыстных целях; нищенство как добывание денег детьми и подростками из материально благополучных семей с целью удовлетворения собственных интересов.

Преступления — антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, такие как убийство и физическое насилие, хищения (кражи, вымогательство, мошенничество, вандализм и намеренное разрушение материальных и духовных ценностей, угоны автомобилей, мотоциклов и велосипедов; террористические акты, изнасилования, незаконный оборот наркотических средств, поджоги и пр. Возраст уголовной ответственности за преступления в нашей стране наступает в 16 лет, а за некоторые преступления — в 14 лет. В случае совершения преступлений лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, применяются меры воздействия воспитательного характера, включая помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение.

При определенной стабилизации и даже уменьшении удельного веса подростковой преступности общее число преступлений, совершенных подростками, растет. Неблагоприятными тенденциями являются возрастание удельного веса тяжких преступлений в общей структуре правонарушений подростков и количества групповых преступлений; "омоложение" преступности па фойе резкого возрастания числа правонарушителей в возрасте моложе 14—15 лет; рост числа правонарушений, совершаемых девушками, а также рецидивов, в значительной степени обусловленных невозможностью трудоустройства и социальной реабилитации ранее судимых подростков после освобождения.

Публикации по теме:

Ознакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 летОзнакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 лет Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по окружающиму миру в первой младшей группе: «Ознакомление детей в возрасте 2 – 3 года.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Лэпбук «Фрукты» для детей в возрасте от 3 до 7 летЛэпбук «Фрукты» для детей в возрасте от 3 до 7 лет Лето на исходе предлагает нам фрукты в изобилии. Мы с детьми можем изучить эту благодатную тему с помощью различных методов: наглядных (иллюстрация,.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Правила поведения в природеПравила поведения в природе «Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые». Н. Сладков. 1. Будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых,.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:

Публикация Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Комолова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Опубликовано: 30 января 2020 в 14:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД