Папки-передвижки

Практика обучения дошкольников рассказыванию: традиции и инновации

Анастасия Михеева
Практика обучения дошкольников рассказыванию: традиции и инновации

Практика обучения дошкольников рассказыванию историй : традиции и инновации.

«Рассказывание сказок должно было быть профессией, и если бы мне пришлось выбирать учительницу для детского сада, то я считал бы испытание в этом отношении самым главным», - читаем в книге «Ключи к детской душе». Она открывает нам мир педагогики и воспитания начала ХХ века. Тогда учителя Америки первыми воскресили прекрасный старинный вид искусства – рассказывание, имевший громадное значение в древние времена, когда вся духовная жизнь народа выражалась в разного рода «сказаниях», когда странствующие рассказчики пользовались уважением и любовью, а самое искусство рассказывания ценилось высоко, как источник эстетических наслаждений и всевозможных знаний.

Публикация «Практика обучения дошкольников рассказыванию: традиции и инновации» размещена в разделах

На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого раскрывается в диалоге, выразительность интонации, живость лица говорящего сначала были заменены радио, а потом телевидением и видео. Данные ЮНЕСКО свидетельствуют: «93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми». В результате существуют серьезные нарушения в речевом развитии детей, резкое снижение творческих возможностей, «дефицит концентрации» (гиперактивность и ситуативность поведения, повышенная рассеянность, трудности в восприятии информации на слух. Слышимая речь не вызывает у детей каких-либо образов и устойчивых впечатлений.

«Рассказы взрослых вводят маленького человека в огромный, полный привлекательности мир, медленно и постепенно знакомят его со всем, что есть в нём значительного и прекрасного. Их не следует заменять беседами. Беседа с малышами и рассказ воспитательницы заменить друг друга не могут. Беседа знакомит воспитательницу с уровнем развития ребёнка, выясняет запас его сведений, их обоснованность и связность; ребёнку помогает привести в порядок отрывочные знания, получить новые. Рассказывание, прежде всего, даёт эстетическое наслаждение, будит мысль, развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции и стремления, которые, может быть, не всегда попадают в сознание, но всегда способствуют росту его внутреннего мира», - писала Мария Свентицкая, талантливый воспитатель и удивительная рассказчица, она составила прекрасный сборник «Русские народные сказки» для маленьких детей.

В таком социальном и психологическом контексте значение рассказывания как метода работы педагога неизмеримо возрастает. Частота его использования в повседневной практике должна быть увеличена.

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Перед педагогом стоят такие задачи как:

-учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном;

-правильно отражать в речи воспринятое;

-рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы;

-приучать дошкольников рассказывать не торопясь;

-помогать им находить нужные слова, выражения;

-поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;

-развивать образную речь;

-учить рассказывать живо, выразительно.

Считается, что рассказывание воздействует на детей сильнее, чем книга (Н. Румянцев, Е. Тихеева). Относительно современных детей эта мысль требует практической проверки.

Метод описан давно См. : Художественное рассказывание детям : Сб. статей / Под ред. Н. Румянцева. - Пг., 1918; Покровская А. К. Рассказывание в библиотеке, в школе и в народной аудитории. - М., 1919., но сущность его исследователями понимается по-разному. Так, Е. А. Флерина считала, что рассказывание не основывается на тексте художественного произведения. Его базой является собственный опыт учителя, а умение творчески, эмоционально, художественно изложить его и есть рассказывание. Тогда как Е. И. Тихеева называет рассказыванием и пересказ художественного текста, и повествование «из жизни человека, животных, растений». Н. Е. Румянцев определял рассказывание как художественную интерпретацию текста. А. К. Покровская называет рассказывание «методом упражнения человеческой души в восприятии прекрасного».

Методика использования приемов обучения детей рассказыванию изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую.

В своей работе я выбрала обучение дошкольников творческому рассказу, в которое входит технология «Сторителлинг». В переводе с английского термин «сторителлинг» переводится как «рассказывание историй». В русском языке ему есть синоним «сказительство». А как мы знаем, «сказительство» - это искусство увлекательного рассказа. Чтобы рассказывание сказок и историй стало еще более увлекательнее, существует форма данной технологии, это игра «Кубики историй». Почему именно кубики? Считается, что первые кубики для детей появились в продаже во второй половине 19 века. Но сколько столетий дети строят башенки и домики из кусочков спиленного дерева, сложно подсчитать. Кубики «развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.»

У кубиков есть целый ряд преимуществ:

- они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.

- по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях

- они не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не «потреблять».

С чего всё началось? А началось всё в Ирландии… Кубики историй придумал Рори О’Коннор, когда у него возникла идея создать учебное пособие, развивающее креативность. Сначала Рори нанёс 54 картинки на Кубик Рубика. При повороте кубика в разные стороны создавались разные комбинации картинок. Однако, в компании, владеющей правами на Кубик Рубика, не приняли эту идею.

Позже он решил сделать альтернативный вариант из 9 отдельных шестигранных кубиков. В 2005 году Кейт Джонс, знакомая Рори, предложила ему выпустить первую партию Кубиков историй под названием Rory’s Story Cubes. Тогда картинки на кубиках были нанесены с помощью наклеек. В 2007 году Рори начинает заниматься собственным производством и делает запуск первой версии своей игры, также, с наклейками. Чуть позже, получая отзывы от покупателей о недолговечности кубиков с наклейками, он принимает решение выпускать кубики без наклеек, печатая изображения на пластиковой поверхности кубиков. Но и этот вариант не дотягивал до идеала, ведь изображения на пластике царапались и стирались. С того момента при производстве Кубиков в литьевые формы были сразу заложены изображения, утопленные на полмиллиметра. Современные Кубики историй до сих пор выпускаются по этой технологии.

На каждой грани кубика есть картинка, по которой ребёнок должен составить историю или сказку. Кубики есть тематические и «свободные», то есть картинки из разных тематических групп. Как и во всех играх, у «Кубиков историй» есть свои правила: выбрасываем все 9 кубиков и придумываем историю, которая объединит все 9 изображений, выпавших на кубиках. Начать можно со слов «Однажды.» ,«В некотором царстве.», «Жили –были…» и т. д. С какого кубика начинать рассказ? С любого! Не существует плохих историй, цель игры дать возможность картинкам пробудить ваше воображение. Также у технологии «Сторителлинг» есть структура, которую необходимо соблюдать. В неё входит: введение (зачин, основная часть, кульминация и заключение.

Плюсы использования «Кубиков историй» : в этой игре нет победителей и проигравших; кубики можно использовать как в образовательной, так и в свободной деятельности детей; игру можно брать с собой на прогулки, ведь она абсолютно мобильна; в данной игре активно развиваются память, воображение, ассоциативное мышление, логика.

Данная технология полезна для детей с особыми познавательными потребностями. Она отлично развивает воображение, логику, память, ассоциативное мышление, монологическую и диалогическую речь. Отличным инструментом для работы по коррекции дефектов и развития речи дошкольников служит диалог. Форма рассказывания разных историй возбуждают у детей эмоции и развивают мышление, она обеспечивается личностным интересом и желанием ребёнка помочь герою истории, стимулирует развитие произвольности его внимания на занятиях.

Благодаря огромному количеству комбинаций изображений, рассказанные истории никогда не повторятся. Поэтому, «Сторителлинг» - это больше чем технология, это инструмент, дающий возможности.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является обучение их правильному дыханию. Правильное дыхание - это полное ритмичное.

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтениюИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте "АБВГДейка".

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Тренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольниковТренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольников Тренажер для обучения старших дошкольников с ОНР послоговому чтению и формированию фонематического слуха «ЧИТАЮ САМ»Бутолина Марина учитель-логопед.

Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практика обучения дошкольников рассказыванию: традиции и инновации
Опубликовано: 6 июня 2023 в 07:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практика обучения дошкольников рассказыванию: традиции и инновации» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Михеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД