Папки-передвижки

Наблюдения за природой осенью с детьми старшей группы

Наталья Латышева
Наблюдения за природой осенью с детьми старшей группы

Статья «По следам осени» для детей старшей группы

Осень – красивая пора года. Яркие деревья и листопад, разноцветные ковры под ногами. Это необыкновенное и чудесное время! Дыхание осени уже ощущается все сильнее. Самое время рассказать детям про осень, об этом восхитительном времени года поподробнее.

Публикация «Наблюдения за природой осенью с детьми старшей группы» размещена в разделах

Наблюдения за природой осенью приносят яркие впечатления. На смену жаркому лету приходит прохладная и дождливая осень. Она чувствуется уже во всём. Природа позаботилась о том, чтобы каждый смог увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены.

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней осени. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках, наблюдая за изменениями в природе каждый день. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы, научиться замечать изменения погоды :

• Солнце светит и греет меньше (в солнечную погоду - предложить протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили тепло «Сегодня солнышко греет, тепло»).

• Часто идут дожди (в дождливый день наблюдение ведем за дождем из окна: как стучит дождь по окну, как струйки воды стекают по стеклу, люди ходят под зонтом, в непромокаемой обуви).

• Холодно (обращаем внимание на то, что люди стали тепло одеваться - «Одень куклу на прогулку», показываем, что одеваем кукле).

• Ветер качает деревья (в ветряный день выносим на улицу вертушки, играя с ними, дети наглядно представляют, как дует ветер). Ветер срывает листья, которые падают, кружась в воздухе (проводим игру «Мы осенние листочки»).

• Окраску листьев (игра «Найди такой же», принеси красный (желтый) листочек. Сделать карточки из листьев (найди листья одного дерева, одинаковые по цвету, величине, по убывающей величине листьев).

Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Начинается листопад, ветер срывает с деревьев листочки, которые устилают землю ярким ковром. Это способствует не только слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они ходят по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию. Обращаем внимание на листья деревьев. Показать красоту осени (посмотрите с детьми вдаль на фоне неба, какой лес, каких цветов больше). «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Деревья» - дети изображают деревья в руках листья, выполняют действия: дует ветер — качаются деревья, закружились листочки, полетели на землю. Сравниваем листья, какого цвета были летом и осенью. Знакомство с понятием «листопад», посидеть на скамейке и прислушаться, как при ветре падают листочки с деревьев. Старшие дошкольники должны понимать значение листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание веток во время сильных ветров и снегов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева от морозов, почву делают питательней. Когда все листья упадут можно сравнить хвойные и лиственные деревья.

Постепенно температура воздуха начинает падать, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Солнышко уже не светит так ярко и не поднимается высоко в небо, как летом. Часто небо заволакивают черные тучи и идут проливные дожди. Утром можно наблюдать белую дымку – это туман. Короткое «бабье лето» — это несколько солнечных и наиболее теплых деньков, которые словно напоминают нам о лете.

В старшем возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают причинно - следственные связи: солнце светит мало, поэтому стало холодно. Ежедневно отмечаем с детьми солнечный и пасмурный день («Какая сегодня погода?» возвращаясь с прогулки, дети поворачивают на ту картинку, которая соответствует наблюдаемой погоде).

Отмечаем, какие места освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. После многократных наблюдений дети делают вывод, что солнце совершает определенный путь. Осенью путь солнца короче. Обращаем внимание, как одеты дети, взрослые. «Одень куклу» (Предлагаем, подумать как одеваться на прогулку. 3ачем надели сапоги, куртку, шапку? 3ачем девочке зонт)

«Две фотографии» (Какая фотография сделана осенью? Как вы догадались) Наблюдаем за облаками (на что вообще похоже облако) Тёмные облака на небе - тучи, сравниваем летний и осенний дождь (долгие, моросящие). После дождя лужи (можно предположить обойти и убедиться, "Какие они большие, задание детям старшей группы, где раньше высохнут на солнце или в тени).

В ветряную погоду - как двигаются облака (налево, направо). Деревья качаются - почему? Сравниваем летний ветерок и осенний, предложите побегать в сторону ветра и против ветра (используем вертушки, флюгер).

Проведем наблюдение за почвой : стала твердой, ее сложнее вскопать. Когда появляется иней (т. е. настают первые заморозки). По ночам уже к середине осени возможны заморозки. В конце осени можно увидеть первую корочку изо льда на лужицах, первые снежинки, дует холодный ветер.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе. Обращаем внимание на продолжительность дня и ночи. (Детям дается задание наблюдать утром, когда солнышко встает - вместе с ним или раньше, вечером замечать, когда солнышко садится (все наблюдения рисуем на листах бумаги).

Утренний туман, на лужах хрупкий ледок («Осень студит воду» почему так говорят в народе). В начале осени дети старшего возраста наблюдают, что нeбo ясное с небольшими облаками, воздух прозрачен. В конце небо серое, часто в тучах.

Отмечают силу и направление ветра. Дети этого возраста уже могут характеризовать погоду: пасмурная, дождливая, холодная, ветряная. Благодаря наблюдением за погодой у детей старшего возраста формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о том, что солнце является источником света и тепла, о роли его в жизни растений и животных.

Дети умеют наслаждаться этим периодом. В эту золотую пору года можно собрать огромную горку из листьев, которые совсем недавно были над нашими головами на высоких деревьях и просто упасть на неё, лежать и мечтательно наблюдать за течением облаков, мечтать о чём-то хорошим. В эти осенние дни хочется уловить каждое дуновение теплого ветерка, каждый солнечный день, приносящий с собой радость и в тоже время некую грусть, ведь приходит осознание того, что совсем скоро все измениться. Совсем скоро деревья останутся стоять совершенно без своих красивых одеяний, воздух будет становиться все холоднее и холоднее, дни станут еще короче, а багрово-золотой ковер под ногами за собой унесет ветер. Всё в осеннем воздухе будет нам напоминать о скорой смене власти в природе.

Публикации по теме:

«Совместный с дворником труд по уборке участка осенью» с детьми старшей группы (Блок совместной деятельности) ФГОС»«Совместный с дворником труд по уборке участка осенью» с детьми старшей группы (Блок совместной деятельности) ФГОС» Стажировочная площадка ДОУ. Труд провела 6 октября 2015 года. Присутствовали 35 воспитателей из детских садов города. Программное содержание.

Конспект наблюдения с детьми старшей группы за садовыми первоцветамиКонспект наблюдения с детьми старшей группы за садовыми первоцветами Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие". Задачи: - расширить и закрепить знание.

Конспект наблюдения за диким виноградом осенью с детьми подготовительной к школе группыКонспект наблюдения за диким виноградом осенью с детьми подготовительной к школе группы На территории детского сада растет множество деревьев лиственных и хвойных, кустарников, травянистых растений. Среди этого растительного.

Конспект прогулки «Наблюдения на огороде осенью»Конспект прогулки «Наблюдения на огороде осенью» Цель прогулки:Формировать у детей обобщенные представления об овощах (овощи-это сочные части травянистых растений,которые люди выращивают.

Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью»Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью» .

Конспект прогулки с наблюдением за бархатцами осенью с детьми старшей группыКонспект прогулки с наблюдением за бархатцами осенью с детьми старшей группы Наблюдение за бархатцами в октябре. Цель: уточнить и углубить представления детей о цветах бархатцах в осенний период, развивать интерес.

Конспект прогулки с наблюдением за мыльным деревом — кёльрейтерией ранней осенью с детьми старшей группыКонспект прогулки с наблюдением за мыльным деревом — кёльрейтерией ранней осенью с детьми старшей группы Наблюдение за мыльным деревом в сентябре. Цель: закрепить и углубить знания детей об одном из деревьев, растущих на территории детского.

Конспект прогулки с наблюдением за софорой осенью с детьми старшей группыКонспект прогулки с наблюдением за софорой осенью с детьми старшей группы Наблюдение за софорой осенью. Цель: углубить знания детей о деревьях, растущих на территории, прилегающей к детскому саду; закрепить представления.

Консультация для родителей «Наблюдения осенью»Консультация для родителей «Наблюдения осенью» Консультация для родителей "Наблюдения осенью"Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Окружающее интересует.

Рекомендации для родителей «Наблюдаем за природой осенью»Рекомендации для родителей «Наблюдаем за природой осенью» Вот и закончилось лето, самое теплое время года. Много интересного и познавательного можно было наблюдать летом. Но интересные моменты в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения за природой осенью с детьми старшей группы
Опубликовано: 17 октября 2021 в 15:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД