МААМ-картинки

Пескотерапия как средство развития детей

Татьяна Васильевна Ивашина
Пескотерапия как средство развития детей

ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

Аннотация: в статье обозначена актуальность использования одной из методик работы с детьми – песочная игротерапия. А также отмечена отмечена эффективность упражнений с песком, которую применяют при работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: песок, пескотерапия,

Публикация «Пескотерапия как средство развития детей» размещена в разделах

Пескотерапия или игра с песком имеет ключевое значение в развитии ребёнка. В процессе игры с песком ребёнок развивает тактильно-кинетическую чувствительность, а также моторику рук [2]. Играть с песком можно на улице, в детском саду и даже дома. Именно игра с песком позволяет ребенку снять мышечную напряженность, которая может возникнуть в новых для ребенка условиях и среде, развивает моторику рук.

Игры с песком позволяют детям выражать свои переживания и страхи, так как часто с этим возникают трудности. В свою очередь, используя игрушечные фигурки, ребёнок проигрывает ситуацию, которая его волнует и, таким образом, избавляется от напряжения. Немаловажное значение в игре с песком имеет возможность ребёнка потренироваться в разрешении различных жизненных ситуаций, что в дальнейшем будет использовано им в реальной жизни.

В большинстве случаев, дети могут продолжительное время играть с песком, используя его в качестве материала для построения замков и различных фигур. Игра в песок позволяет ребёнку отобразить все те ситуации, которые его волнуют в реальной жизни или которые он когда-либо увидел, и они ему запомнились.

В зависимости от того, что именно делает ребёнок с песком и какие фигуры мастерит, можно проследить его особенность мировосприятия, эмоциональность, степень искренности самовыражения и развитости фантазии. В игре с песком ребёнок стремится избавиться от всех психологических травм.

Песочная терапия относится к корректирующему и излечивающему методу, позволяющему ребёнку создать свою реальность и навести в ней порядок, а затем отразить это в своей реальной жизни.

Отметим основные задачи, которые выполняет песочная терапия для помощи ребё нку: развитие позитивной самооценки и Я-концепции, самопринятия, самоконтроля, принятию самостоятельных решений.

Песочная терапия не требует от ребёнка смены своей основной модели поведения. Напротив, мастеря песочные фигуры, у ребёнка проявляется искреннее отношение к тем или иным событиям в жизни. Это указывает на то, что основная цель песочной терапии – это возможность ребёнку проявить себя и свои способности [1].

Истинное проявление чувств, это в работе психолога имеет большее значение, нежели сами слова ребёнка, так как он может чего-то недоговаривать в силу страха и т. д. А песочные игры помогают ребёнку проявить свои творческие способности за счёт создания виртуального мира с персонажами; «оживить» выдуманные объекты, которые он самостоятельно смастерил; прожить всевозможные ситуации вместе с выдуманными героями, проиграть вариации решения различных жизненных трудностей.

Использование элементов пескотерапии в нашей практике позволяет расширить знания у детей, развить у них те или иные способности и навыки, без которых невозможно их дальнейшей развитие и взросление.

В современное время психологи продолжают активно использовать песочную терапию в разных целях. Нередко игры с песком применяют в качестве психодиагностики.

Как было отмечено ранее, песок представляет собой идеальный материал для того, чтобы ребёнок мог воплотить свои фантазии, создать игрушечный мир, схожий с реальным, и прожить все те ситуации, которые его беспокоят в реальной жизни. Кроме того, занятия с песком имеют ключевое значение в процессе развития у ребёнка речи, мелкой моторики, улучшении памяти и воображения. Нередко пескотерапию используют для того, чтобы научить ребёнка правильно произносить звуки, читать и писать.

Подводя итог, можно сказать, что игры с песком позволяют не только развивать ребёнка, но и дать ему возможность отдохнуть, поиграть, расслабиться.

В процессе игры с песком рекомендуется проводить логопедические игры: так, одно из упражнений - от детской машины воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой; можно использовать картину, ее засыпают тонким слоем песка, ребёнок сдувает песок и видит изображение; еще одним эффективной тренировкой является, когда ребёнок через нос набирает воздух, надувает живот и медленно, долгой струёй выдувает ямку в песке. Также можно во влажном песке делается углубление и заполняется водой, ребёнок сильной воздушной струёй вызывает «бурю» или же ребёнок воздушной струёй передвигает кораблик, лодочку, лёгкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Необходимо проводить упражнения для регуляции мышечного тонуса, которые также направлены и на снятие напряжения с мышц пальцев рук:

• положить ладони на песок, расслабить пальцы;

• погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

• погрузить пальцы в песок, попробовать лёгкими движениями сделать «волны».

На основе долголетнего опыта работы с использованием пескотерапии можно сделать вывод о том, что она действительно представляет собой эффективную методику, используемую для всестороннего детского развития.

Таким образом, игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, а также:

• являются необходимой составляющей при коррекции речевых и когнитивных нарушений у детей;

• улучшают работоспособность и развивают фантазию;

• ребёнок не имеет никаких ограничений в игре с песком за исключением соблюдения правил безопасности;

• игры с песком снимают мышечное напряжение у ребёнка, помогают ему адаптироваться к новым условиям среды;

развивают интерес к происходящим вокруг событиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Згурская Т. В., Пономарева О. Р. Рисование песком на световых столах как средство развития творческих способностей младших школьников / Т. В. Згурская, О. Р. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. - № 59-3. - С. 303-307.

2. Какуева И. П. Развитие творческих способностей дошкольников посредством метода рисования песком / И. П. Какуева, Н. Е. Малахова, О. А. Косова, И. Г. Гранкина // Вестник научных конференций. 2020. № 4-2 (56). С. 51-52.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детейСотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Пескотерапия как средство развития детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Ивашина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Пескотерапия как средство развития детей
Опубликовано: 24 марта 2023 в 09:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД