Лучший педагог года

Педагогические условия формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о детстве родителей

Дарья Назарушкина
Педагогические условия формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о детстве родителей

Опираясь на анализ подходов различных исследований психолого-педагогических условий Н. Ф. Виноградовой, В. И. Логиновой, О. В. Дыбиной, С. А. Козловой, Т. И. Марковой и др. можно выделить следующие педагогические условия :

1) взрослый как образец - ориентир заинтересованного отношения к своей семье и носитель семейных ценностей;

2) включение детей в активный поиск знаний о семье, обеспечивающий чувство сопричастности к ее прошлому и настоящему (ее корням, ценностям, обычаям, традициям, предусматривающий их расширение, углубление, систематизацию и практическое использование в деятельности;

Публикация «Педагогические условия формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о детстве родителей» размещена в разделах

3) организация разнообразной эмоционально привлекательной, социально значимой совместной деятельности детей с членами семьи по типу сотрудничества, обуславливающей овладение детьми этикой внутрисемейных отношений, семейными ценностями, обычаями и традициями;

4) осуществление тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Маркова и др.). [1; 92 - 95]

Занимаясь изучением данного вопроса, я определила для себя следующее направление в работе: обогатить знания и представления детей о детстве родителей, истоках семьи.

Для реализации данного направления я использовала следующие формы работы :

1) Составление картотеки пословиц и поговорок о семье («Книга народной мудрости»);

2) Создание «Семейного альбома»;

3) Составление родословного древа.

Цель данного направления: формировать знания и представления у детей об истоках семьи, посредством изучения детства родителей.

Раскрою подробнее каждую форму работы.

Целостность данного процесса определяется выбором содержания, форм, методов и приемов работы, а так же заинтересованностью самих родителей и их взаимодействием в этом процессе.

В процесс совместной деятельности происходит усиление позиции ребенка к родителям, она связана с растущим интересом к их культуре, труду, традиций своей семьи.

Более четкие представления о родственные связях дети получили при составлении картотеки пословиц и поговорок о семье, которые были названы «Книга народной мудрости». Дети вместе с родителями отбирали наиболее понравившиеся пословицы и поговорки, оформляли в собственноручно изготовленную книгу, дополняя ее иллюстрациями. В качестве примера, можно привести следующие поговорки и пословицы: «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», «Добрая кума прибавит ума», и т. д.

Данная работа позволила детям проникнуть в глубины фольклорного искусства, пополнить свой словарный запас. Родители объясняли детям те пословицы и поговорки, которые были ими не понятны.

В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации мы нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети 4-5 лет могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи.

В связи с этим, большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» - это своеобразный рассказ детей и их родителей о самом главном : о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.

Приведем примеры рассказов из «Семейного альбома» :

«Когда я была маленькой, мы жили уже здесь в Тольятти, в старом городе. У нас была двухкомнатная квартира. Я помню, как папа мне сделал качель и повесил ее в дверном проеме. Я очень любила кататься на ней. Я раскачивалась посильнее, стараясь достать до папиной спины, потому что он сидел передо мной за столом и постоянно что-то писал. Я тогда не знала, что он пишет и, лишь, потом мама мне сказала, что он работал». (Мама Ивана М.)

«В нашей семье есть традиция – каждое 1 мая мы отмечаем на даче с шашлыками. Костер… Гитара… Мы обязательно берем с собой мяч и играем в волейбол или футбол. У нас большая семья, поэтому мы разбиваемся на 2 команды – женщины и мужчины». (Папа Кости Г.)

Для нашего исследования огромное значение имели рассказы детей о своих родителях. Предварительно мы специально просили родителей рассказать своим детям какую-либо историю из своего детства. Приведем пример такого рассказа:

«У моего папы любимой игрушкой был танк, который заводился при помощи ключика. Папа часто играл с ним. Однажды уронил ключик в унитаз. Танк больше не ездил. Он плакала, плакала, а потом папа – мой дедушка, достал ему его. Но танк все равно не ездил». (Артем Д.)

Для лучшего усвоения понятия о родственных связях, понимание, какое место дети занимают в семье, родителям и детям была предложена работа по составлению родословного древа.

Особо порадовали работы семей Виктории Б, Кирилла Е., Артема Д., Ивана С.

Родословные были представлены в виде дерева. Кроме этого, были приложены основные сведения о многих членах рода, рассказы о его достоинствах и достижениях. Родители постарались отразить биографические данные: фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения и смерти. Существенным дополнением родословной служили также фотографии предков.

Таким образом, важно сказать, что, участвуя в этих мероприятиях, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих истоках. А, узнав - научились любить и уважать историю своей семьи.

Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото архив, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, генеалогическое древо семьи.

Проведенная работа помогла сделать вывод о том, что именно совместная работа родителей и детей помогает формировать эмоционально-оценочное отношение у вторых к своей семье, ее истоках, к детству родителей, воспитывать в них чувство гордости за свой род.

Литература:

1. «Развитие семейных ценностей посредством музея семьи», науч. -практическая конф. (2006; Тольятти). Научно-практическая конференция «Развитие семейных ценностей посредством музея семьи», 27 апр. 2006 г. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 220 с.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о детстве родителей
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 17:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД