Получи документы

Основные направления, методы и формы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием

Туюшева Айнура
Основные направления, методы и формы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием

Основные направления, методы и формы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием

Аннотация: В данной статье представлены основные условия, обозначены направления и названы формы обеспечения преемственности в соответствии со стандартами образования в образовательной практике. Представлены результаты изучения опыта обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Публикация «Основные направления, методы и формы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием» размещена в разделах

Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального общего образования, условия обеспечения преемственности в образовании, контент-анализ

Актуальность преемственности дошкольного и начального образования. Общеизвестно, что вопросы преемственности как фактора-условия обеспечения непрерывности образования особенно обостряются при переходе учащихся с одного уровня системы образования на другой. В современных системах переход ребенка со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования является первым. Сам факт" первичности " придает этому периоду особое значение: это своего рода импринтинг, который будет запечатлен в опыте индивида и гарантирует (или не гарантирует) успех последующих переходов. Этот переход обусловлен и совпадает с естественным возрастным кризисом ("кризисом 7 лет", в ходе которого происходит формирование внутренней позиции личности (ученика, формируются сложнейшие психологические новообразования, и все это сопровождается кардинальными изменениями в образе жизни, в социальной ситуации развития ребенка, в ведущей (развивающей) деятельности. Таким образом, поступление в школу-это поворотный момент в жизни ребенка. Несмотря на то, что вопросы обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования поднимались и решались психологами и педагогами с момента появления этих уровней в зарубежной и российской системах образования (с конца XIX — начала XX века, они по-прежнему остаются проблемными, требуют практической апробации и специальных психолого-педагогических исследований.

Преемственность дошкольного и начального школьного уровня образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и конкретные цели для каждого возрастного периода, т. е. являющийся связующим звеном между различными этапами развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды является одним из важнейших приоритетов развития образования в России.

На современном этапе (в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта) произошло смещение акцентов в понимании готовности ребенка к школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформировавшейся "внутренней позицией ученика" (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). На первый план выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть осознанное желание ребенка учиться, узнавать что-то новое, основанное на уже приобретенных знаниях. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько иметь инструмент познания, сколько уметь им сознательно пользоваться.

Цель работы дошкольного учреждения по реализации преемственности со школой:

- подготовка детей к школе.

Задачи:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;

- развитие способностей;

- физическое развитие и укрепление здоровья детей;

- успешная последующая адаптация детей к школе;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- педагогическая подготовка родителей: их психическая подготовка к обучению детей в школе.

Творческая группа педагогов определила три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, обсуждение критериев "портрета выпускника", изучение и обмен образовательными технологиями, используемыми педагогами дошкольных и школьных учреждений);

- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий, проработка определения индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями и детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке);

- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста имели равные стартовые возможности при поступлении в школу, параллельно велась работа не только с детьми и родителями, чьи дети посещают дошкольные учреждения, но и с детьми, которые живут на нашей территории, но не посещают детский сад, не остались без внимания. С этими детьми и их родителями обращались через консультационный пункт, и любой желающий мог получить подробную информацию в полном объеме через веб-сайт детского сада в Интернете.

Основные направления реализации преемственности между ДОУ и начальной школой

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами человека являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность учиться на протяжении всей жизни. Эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образования и обучения) на каждом этапе образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Преемственность-это двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольный этап, который сохраняет самооценку дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успеха школьного образования. С другой стороны, школа, как преемница, подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный потенциал.

Преемственность понимается как постепенный переход от одной ступени образования к другой, который выражается в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Чтобы облегчить переход детей в школу, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, педагоги знакомятся с формами и методами работы дошкольных учреждений. Приобщение самих дошкольников к школьной, образовательной и общественной жизни школьников позволяет расширить представления дошкольников, развить у них интерес к школе, желание учиться.

В начале учебного года мы составляем совместный план работы школы и детского сада с воспитателями детского сада по трем направлениям:

1. Работа с детьми;

2. Взаимодействие преподавателей;

3. Сотрудничество с родителями.

Формы осуществления правопреемства:

1. Работа с детьми:

- экскурсия по школе;

- посещение школьной библиотеки;

- знакомство с учителями и учащимися начальных классов;

- выставки рисунков и поделок;

- совместные праздники и спортивные соревнования с дошкольниками;

- дети дошкольного возраста посещают курс занятий, организованный в школе.

2. Взаимодействие преподавателей:

- семинары, мастер-классы;

- круглые столы;

- проведение диагностики для определения готовности детей к школе;

- взаимодействие школьных и дошкольных педагогов;

- открытые занятия в школе и открытые занятия в ДОУ;

3. Сотрудничество с родителями:

- совместные родительские собрания со школьными и дошкольными учителями;

- Вечера вопросов и ответов, родительские собрания;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения климата в семье

накануне школьной жизни ребенка;

- средства визуальной коммуникации (выставки, плакатные материалы, поле для вопросов и ответов);

- мастер-классы для родителей дошкольников;

- занятия для родителей;

Важную роль в организации преемственности начальной школы и дошкольных учреждений играет личность учителя и воспитателя. Дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. В школе ученик должен следовать правилам школы, поэтому адаптация ученика к школе более затяжная.

Поэтому основными целями сотрудничества между школой и ДОУ являются:

- создание психолого - педагогических условий для школьного образования;

- углубление интереса к школьной жизни;

- помощь семье в подготовке к школе.

Важнейшим условием преемственности школы и детского сада является четкое понимание целей и задач и дружеский деловой контакт между учебными заведениями.

Проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается самым трудным и уязвимым. С какими проблемами сталкиваются учителя при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.

2. Беспокоит также проблема завышенных требований родителей к готовности ребенка к школе. Родители хотят, чтобы ребенок свободно читал и оперировал цифрами при поступлении в школу. И нам приходится выстраивать содержание дошкольного образования в "школьной" логике-мы практикуем раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, сложной математике, через дополнительные платные образовательные услуги, а не развиваем познавательные процессы.

3. То же самое нельзя сказать о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Но резкая смена основного вида деятельности приводит к стрессу и дезадаптации детей.

В психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста много общего, и игра продолжает занимать приоритетное место наряду с учебной деятельностью, она по-прежнему значима и актуальна. Следует отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать на практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса и ускорению обучения.

4. Работа по преемственности дает возможность совместно с учителем и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов, чтобы понять возрастные особенности детей и выделить основные методы работы, характерные для данного возрастного периода. В дошкольном учреждении это часто невозможно сделать из-за отсутствия специалистов-психологов.

5. Нельзя не упомянуть о проблеме недостаточного обеспечения учебного процесса методическими материалами, примитивной материально-технической базой в дошкольных учреждениях, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе непрерывного образования.

Список литературы:

1. Антонюк, Е. А. Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / Е. А. Антонюк. Электрон. ст. 2014. URL: https://nsportal.ru/detskiysad/upravlenie-dou/2014/12/13/sotrudnichestvo-obrazovatelnykh-organizatsiy-po.

2. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. Москва : Прайм-еврознак ; Санкт-Петербург : Олма-Пресс, 2004. — 666 с.

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. : [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: https://refdb.ru/look/2588604.html.

4. Сурина, Н. М. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н. М. Сурина. Электрон. ст. URL: http://ruosechenovo.ucoz.ru/FGOS/publikacija.pdf.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Библиотека изображений:

Публикация Основные направления, методы и формы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Туюшева Айнура на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Основные направления, методы и формы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 22:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД