Папки-передвижки

Организация экскурсий выходного дня в ДОО

Евгения Якасова
Организация экскурсий выходного дня в ДОО

Организация экскурсий выходного дня

Якасова Евгения Михайловна, воспитатель

Тугушева Юлия Николаевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 62 Приморского района Санкт-Петербурга

Аннотация: в образовательных учреждениях педагоги с родителями организуют экскурсии выходного дня - одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Публикация «Организация экскурсий выходного дня в ДОО» размещена в разделах

Ключевые слова: взаимодействие с семьями, экскурсии выходного дня, эффективные формы взаимодействия с родителями.

Экскурсии выходного дня - одно из приоритетных направлений работы ДОО по взаимодействию с семьями воспитанников. Педагоги осуществляют поиск актуальных форм и методов работы с семьями для укрепления детско-родительских отношений, развития детского познавательного интереса и наблюдательности, формирования основ экономической и экологической культуры, знакомства детей и родителей с историей своего города, воспитания позитивного, бережного отношения к культурному наследию города и России.

Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающей жизни, а выходные – являются теми днями, когда родители могут больше времени уделить своим детям. Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. Так же это одна из эффективных форм организаций досуга воспитанников и их образования. Поход ребенка в музей или на выставку вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей своего города, а для родителей это необычное мероприятие вне детского сада, а также возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогов, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместного мероприятия, об особенностях выбора объектов социального и природного окружения, об организации разнообразных видов деятельности в условиях проведения мероприятия.

Непосредственная предварительная разработка самого маршрута выходного дня включает в себя рекомендации родителям по:

- определению маршрута;

- отбору и обработке познавательного материала, составлению перечня вопросов для беседы с ребенком;

- подбору литературных произведений для чтения и разучивания;

- оформлению маршрута выходного дня.

Внедрение в практику учреждения дошкольного образования таких маршрутов предполагает:

- Информирование родителей о предстоящем мероприятии посредством наглядно-информационных материалов и информационно–коммуникативных форм взаимодействия;

- Получение обратной связи в процессе общения с детьми (организация утреннего сбора в группе: обмен впечатлениями, показ программок, буклетов, фотографий, или иной наглядный материал, мини-сообщения детей о месте посещения). Так в процессе вовлечения детей и родителей создаются тематические выставки «Веселые выходные», «Как мы провели выходные», «Экскурсия в музей», оформление фотоотчетов, стенгазет, выставка рисунков и поделок.

При разработке «Экскурсий выходного дня» педагогам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. выбор темы и определение маршрута;

2. отбор и изучение объекта/тов посещения;

3. подготовка познавательной информация об объекте;

4. отбор литературных произведений;

5. анализ и рефлексия полученных знаний, и их закрепление.

Цель может быть реализована через решение следующих задач (пример) :

- воспитание у дошкольников уважения и интереса к истории родного города;

- формирование представлений о достопримечательностях города;

- ознакомление детей с географическим расположением города.

Определимся с задачами экскурсии выходного дня. Для начала следует отметить, что совместные экскурсии с воспитанниками и их родителями проводятся нами один раз в 2 месяца. Темы и направления выбираются с учетом возраста и интереса детей и пересекаются с тематическими проектами, изучаемыми в данное время в группе детского сада. Перед посещением экскурсии проводится подготовительная работа:

1. уточняется цель посещения того или иного объекта культурного наследия;

2. изучается его история;

3. проводится беседа о правилах поведения с детьми и их родителями.

Следует помнить, что любая экскурсия — это не только приятное времяпрепровождение детей, педагогов и родителей, но и огромная ответственность, которая ложится на организаторов, как со стороны детского сада, так и со стороны персонала встречающей организации.

Еще одним крайне важным аспектом является маршрут, дети должны передвигаться организованно, лучше колонной, не разбегаясь и не создавая помех не только на тротуарах, но и тем более на проезжих частях. Поэтому важно, чтобы у руководителей экскурсии были знаки, которые указывают на группу и ее принадлежность, поимённые списки, а также прямая связь с родителями, светоотражающие жилеты, которые сигнализируют о повышенной опасности на дороге. Все эти меры призваны в первую очередь помочь в проведении мероприятия, сделать его безопасным и комфортным для всех участников.

С учетом изменения технологий, увеличения числа рисков и угроз проблематика организации экскурсий выходного дня остается крайне велика. Поэтому данная статья призвана описать не только последний практический маршрут для экскурсии, но и указать на важность соблюдения методических рекомендаций.

Важно понимать, что подобную совместную деятельность трудно переоценить. Поход ребенка в музей и на выставку, встреча с неведомой ранее историей города или места жительства может полностью изменить отношение ребенка к месту его жизни. А для родителя совместный поход это также и отличная возможность понаблюдать за своим ребенком в условиях, которые отличаются от контролируемых в ДОО, возможность скорректировать процесс воспитания или же узнать нечто новое о своем ребенке. Для педагога подобный поход, это возможность расширить кругозор воспитанников, применить новые методы и формы обучения, в первую очередь наглядные и практические, а также наладить более тесную связь, как с родителями, так и с детьми.

Отметим, что маршрут выходного дня может разрабатываться для всех детей и самых разных возрастных групп, но здесь следует учитывать возрастную специфику. Если для более младших подойдет прогулка на природе, то уже с возрастом постарше следует задуматься над тем, чтобы посещать места, которые способны рассказать историю города или страны, это позволит подготовить ребенка к более взрослой жизни и последующим местам обучения. Важным аспектом в проведении таких экскурсий является психолого-педагогическая поддержка, направленная в первую очередь на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки и об особенностях выбора объектов, как природного, так и социального окружения для наблюдения за детьми, а также о возможных разнообразных проявлениях детских чувств в отношении тех мест, куда они попадают.

Для нашей прогулки были выбраны следующие места: Михайловский замок, где проходила обзорная экскурсия; Русский музей, где детям показали картины маринистов; интерактивный планетарий (См. рис. 1).

Рисунок 1. Интерактивный планетарий

На обзорной экскурсии по Михайловскому замку ребятам рассказали историю его строительства (См. рис. 2, 3, передали знания о трудном жизненном пути русского императора Павла I. Именно Михайловский замок был его официальной резиденцией, где Павел I находился во время пребывания в Санкт-Петербурге. Обзорная экскурсия предполагает получение обширных сведений об истории строительства, архитектурных особенностях и легендах, которые витают вокруг замка. По сути, в первый же месяц своего правления Павел начинает подготовку к масштабной стройке. При этом перераспределяя материалы даже от строительства будущего символа города – Исаакиевского собора.

Рисунок 2 Рисунок 3

Все это указывает на важность замка для правителя. Также отметим, что как вокруг территории замка раскинут красивый парк, так и внутри замка создана вся необходимая инфраструктура, которая позволяет насладиться экскурсией и уникальными экспонатами музея. При этом рядом со входом в замок стоит прекрасный памятник императору Петру Великому с эпитафией прадеду от правнука. Для детей эта часть экскурсии выходного дня, на мой взгляд, должна быть особенно интересной, так как совмещает в себе и прогулки, которые важны и интерактивны, и посещение культурного памятника внутри замка.

Вторым пунктом экскурсии выходного дня стало посещение Русского музея, где дети познакомились с картинами маринистов. Во время экскурсии детское внимание привлекли картины И. К. Айвазовского, где дети смогли увидеть морскую тематику, которая близка многим (См. рис. 4). Здесь важно отметить, что дети были заинтересованы в первую очередь масштабными полотнами, что помогло пробудить интерес к искусству.

Рисунок 4

Третьим пунктом экскурсии выходного дня стало посещение планетария. Здесь следует отметить, возможность взаимодействия не только визуального, но и тактильного, что позволило в интерактивном планетарии и смогло максимально заинтересовать детей. Разнообразные макеты, оборудование, которое можно потрогать позволило детям погрузиться в мир астрономии на практике (См. рис. 5, 6).

Рисунок 5 Рисунок 6

Основные цели проекта «Экскурсии выходного дня» :

для педагогов проявление профессиональной компетентности, педагогической этики, инициативности, оказание эффективной помощи родителям в формировании родительской компетентности; выявление культурных практик

для родителей повышение педагогической компетентности в воспитании, образовании и развитии детей; формирование ответственного родительства; объединение в группы, клубы по интересам, единстве взглядов и предпочтениям;

формирование понимания ценности проведения активного и познавательного отдыха с детьми и развития познавательной активности детей посредством проекта

для детей накопление культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения со сверстниками и взрослыми, с природой; соблюдение традиций семьи, родного края, государства;

ознакомление с государственной символикой;

углубление и подтверждение теоретических представлений детей о достопримечательностях родного города через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников;

реализация патриотического, речевого, эмоционального развитие ребёнка;

обогащение речь, развитие активного словаря за счёт формирования у детей определённого объёма информации в городском пространстве;

развитие навыков коммуникации и чувства коллективизма.

Получены следующие результаты:

- выявлен лучший семейный опыт, традиций в воспитании гармонично развитой личности ребенка;

- популяризированы маршруты и мотивированы родители на предстоящую деятельность и дальнейшее сотрудничество с детским садом;

- построено взаимодействие родителей и педагогов с целью развития познавательной активности у детей, а также организации активного отдыха.

Успеха в воспитании у дошкольников можно достигнуть только тогда, когда воспитатель сам будет знать историю своего города, своей страны. Прежде чем давать знания детям, необходимо учиться самому. Важно суметь преподнести материал понятно и доходчиво. От этого зависит, воспримет ли ребенок полученные знания и появится ли у него желание узнать что-то новое.

«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. В младшем дошкольном возрасте дети еще трудно представляют себе город. Знакомство с ним следует начинать с экскурсий по близлежащим улицам. В старшем дошкольном возрасте объем знаний о родном городе увеличивается. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.

Исторические маршруты основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они раскрывают исторические закономерности, показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях родного края.

Искусствоведческие маршруты воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению культуры, а также современной действительности и ее отражения в произведениях искусства.

Технические маршруты проводятся на постоянных и временных технических выставках, где освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники.

Таким образом экскурсия выходного дня является крайне эффективным и полезным методом налаживания контактов между родителями, детьми и педагогами. Поэтому важно грамотно готовиться к экскурсии выходного дня, разрабатывать маршрут и следовать полезным методическим рекомендациям. При этом подобные мероприятия увеличивают кругозор как детей, так и их родителей, последним же в свою очередь дают возможность лучше узнать собственных детей.

Список литературы:

1. Взаимодействие ДОУ и семьи / Сост. О. И. Бочкарева. Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.

2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения / авт. - сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, 2009.

3. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Блюдо выходного дня»Фотоотчет «Блюдо выходного дня» Это блюдо называется"Парной хинкал" Заранее замесите тесто (мука, соль, дрожжи, тёплая вода) - пусть тесто подойдёт. Тем временем готовим.

Фотоотчет «Рыбалка выходного дня!»Фотоотчет «Рыбалка выходного дня!» В субботний день мы решили съездить на рыбалку, половить хариус. Выдался солнечный жаркий день! Собрав рыбацкие снасти, съестные припасы,.

Фотозарисовки выходного дняФотозарисовки выходного дня Выходной день мы с внучкой провели в парке «Юность». Парк «Юность» - один из самых популярных парков в Калининграде. Образован парк.

Фотоотчет о проведении ознакомительных экскурсий по территории дома ребенка для детей раннего возраста с ОВЗФотоотчет о проведении ознакомительных экскурсий по территории дома ребенка для детей раннего возраста с ОВЗ С раннего возраста у детей формируются представления об окружающем мире. В летне-оздоровительный период учитель-дефектолог с детьми группы.

Фотозарисовка об экскурсии выходного дняФотозарисовка об экскурсии выходного дня Экскурсия в парк "Лога"х. Старая Станица Ростовской области. В парк Лога выбрались в этом году в первый раз. Живём не так далеко, но поездка.

Фотозарисовка «Прогулка выходного дня»Фотозарисовка «Прогулка выходного дня» Погода нас в Сибири в этом году мягко сказать не балует. 26 мая на календаре, а за окном серое беспросветное небо, и моросящий дождь уже.

Фотоотчет «Прогулка выходного дня»Фотоотчет «Прогулка выходного дня» Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке.

Тематический план целевых прогулок и экскурсий в природу с детьми старшего дошкольного возраста (первый квартал)Тематический план целевых прогулок и экскурсий в природу с детьми старшего дошкольного возраста (первый квартал) Сентябрь1. Целевая прогулка «травушка – муравушка» Цель. Познакомить с народными названиями птичьего горца: спорыш, птичья гречишка, гусятница,.

Тематический план целевых прогулок и экскурсий в природу с детьми старшего дошкольного возраста (третий квартал) Март 1. Экскурсия в парк «Ранняя весна». Цель. Закрепить знания детей о смене времён года, о сезонных изменениях. Вызвать интерес к весеннему.

Тематический план целевых прогулок и экскурсий в природу с детьми старшего дошкольного возраста (второй квартал) Декабрь 1. Целевая прогулка к ели. Цель: Научить детей узнавать ель среди других хвойных деревьев. Определять возраст ели: каждый год на.

Библиотека изображений:

Публикация Организация экскурсий выходного дня в ДОО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Якасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация экскурсий выходного дня в ДОО
Опубликовано: 15 мая 2023 в 22:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД