Папки-передвижки

Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

Диана Балашова
Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

Одной из главных задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, важно включать его в трудовые действия с самого раннего детства.

Публикация «Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» размещена в разделах

Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит не обязательный характер. Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Особенность хозяйственно-бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его.

Дети помогают взрослому в уходе за ними.

Роль труда в воспитании дошкольников неоценима, так как он позволяет не только формировать у детей трудовые навыки, но и позволяет решать множество воспитательных задач, а также позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость и ценность во взаимоотношениях со взрослыми. Поэтому со стороны воспитателей и родителей важно простроить свою работу с детьми таким образом, чтобы интерес к труду у дошкольников только усиливался, а не ослабевал.

Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру. В детском саду важно организовать трудовую деятельность детей так, чтобы можно было вовлекать дошкольников в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации.

Существуют несколько основных требований к организации детского труда : систематичность, постепенность рабочей загрузки, комфортность.

Средства, методы и приемы трудового воспитания :

Организация образовательной деятельности;

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня;

Наблюдения за трудом взрослых;

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым;

Экскурсии;

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература);

Дидактические, настольные игры;

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок;

Использование ИКТ;

Интеграция образовательных областей

Трудовое воспитание обусловлено основными компонентами, которое имеет свои особенности. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда.

Условия к организации детского труда :

Систематичность детского труда;

Постепенность рабочей нагрузки;

Подбор оборудования для труда;

Создание рабочей атмосферы в группе.

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается.

На ранних стадиях обучения необходимо рассказывать ребенку в доступной форме о планировании труда, о цели, которая достигается. Таким образом, это помогает детям в будущем стать целеустремленными и организованными. С раннего возраста важно приучать детей к самообслуживанию. Обучая детей самообслуживанию, следует дать им очень важные знания и помогает выработать полезные привычки, которые будут фигурировать всю последующую их жизнь.

Сначала учат ребенка правильно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а впоследствии непременно обучают ребенка тому, как следует выглядеть, чтобы производить впечатление аккуратного и опрятного человека.

Приучение его к порядку должно проходить регулярно при уборку своей комнаты, складывании книг и игрушек на свои места. В будущем это поможет ребенку выработать такие качества, как организованность и пунктуальность.

В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений.

Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах – на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой.

Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия).

Детей постарше привлекают к хозяйственно-бытовому труду. Это очень разнообразная и интересная работа, которая имеет некоторые нюансы. Стараются при этом не разделять хозяйственный труд на мужской и женский. Иногда труд может быть веселым занятием. Необходимо установить в семье четкое расписание уборки и распределить, кто какую работу выполняет.

В качестве мотивации можно в конце работы отвести ребенка на прогулку, в театр, или купить мороженое. Обязательно следует проверять результат, если процесс уборки происходит в отсутствие взрослого – соблазн закончить работу поскорее и получить ожидаемую награду бывает очень велик и может привести к тому, что дети могут делать работу быстро и как, попало.

Труд по уходу за домашними питомцами и комнатными растениями стоит на особом месте.

Ребенок должен понять, что своим невыполнением трудовых обязанностей по уходу за домашним питомцем, он может нанести ему вред. Если не поливать растения – они завянут, если не кормить и не выгуливать щенка – он заболеет. Донесите это до ребенка в наиболее доступной форме и объяснить, что это не только забава, но и действительно полноценный труд.

Ручной труд – это занятие, которое требует индивидуального подхода. В детском саду существуют занятия аппликацией, в школе ребенок посещает уроки труда. Эти занятия заложены в школьной программе именно для того, чтобы дети с юности приобретали необходимые навыки, которые могут пригодиться им во взрослой жизни. Если у родителей есть желание обучать детей некоторым видам ручного труда, главное, что здесь нужно помнить – возбудите у ребенка интерес. Тогда занятия ручным трудом, будут для него не просто работой, а интересной и полезной деятельностью.

Организация трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:

разработана педагогическая технология, включающая подготовительный, обобщающий и закрепляющий этапы;

специально подобранные методы (рассказ, беседа, наблюдение, дидактические игры, приемы (показ иллюстраций, фотографий, рисунков, разучивание стихотворений, экскурсии, викторины, организация игровой деятельности) и средства (обучение в ходе тематических занятий, экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Таким образом, одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является трудовое воспитание, главной целью которого становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции трудовых действий, формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, развитие творческой активности.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Опубликовано: 31 марта 2023 в 11:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Диана Балашова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД