Лучший педагог года

Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста

Федотова Анна
Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста

Автор:Федотова А. В. ,воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка»,г. Ульяновск, Россия

Аннотация. В статье представлены цели и задачи краеведческой работы с дошкольниками, в краткой форме описаны методы и формы краеведческой работы в ДОУ, а также организация работы с родителями по данному направлению.

Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Публикация «Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием различных сфер личности — интеллектуальная сторона, нравственно-волевая и эмоциональная. Дети уже способны принимать и усваивать ценности общества из своего окружения. Поэтому важно начинать краеведческую работу уже с детского сада, в возрасте, когда дети активно социализируются и происходит их становление, как личностей.

Важное значение краеведческой деятельности в ДОУ для старших дошкольников в качестве значимого средства приобщения их к культурным традициям родного края, сложно переоценить. Ведь среди основных факторов для формирования историко-патриотического сознания детей можно уверенно назвать их знакомство с историей своего региона, города, посёлка. Актуальность развития интересов дошкольников в данной сфере обусловлена социальными запросами общества, поскольку чем более содержательными и глубокими окажутся знания детей о своём крае, особенностях исторического развития, природе, культурных обычаях, тем более действенными они станут в процессе приобщения дошкольников к культуре своего края.

Основным задачами нравственно-патриотического воспитания являются:

-формирование в ребёнке общечеловеческих, нравственных качеств;

-приобщение к истокам культуры, природе родного края;

-воспитание эмоционально-действенного отношения.

Данные задачи реализуются через все образовательные области развития дошкольника.

Цель и задачи краеведческой работы в ДОУ

Цель – воспитание у детей любви к родному краю, знакомство с его историей, природой и культурой.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:

-Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

-Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотой.

-Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

-Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

-Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

-Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Формы краеведческой работы в ДОУ

Формы работы в этом направлении в ДОУ разнообразны: непосредственно образовательная деятельность, беседы, викторины, прогулки, праздники, развлечения, экскурсии, наблюдения, создание фотоальбомов, фотовыставок.

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной позиции:

чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

просмотр презентаций и видеофильмов о малой родине, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к детям, рассмотреть их в деталях, пережить чувства гордости и восхищения;

рассматривание иллюстраций книг, слушание историй, рисование и конструирование;

беседы о жизни малой родины, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;

использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, площади, памятника и даже макета детского сада);

участие в играх «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);

использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями развития дошкольников.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным городом происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, консультативно – информационную работу.

Примерные формы сотрудничества:

-родительские собрания — «Влияние знаний о родном городе на игры детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города», «Читаем с детьми о родном крае»;

консультации — «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу?», «Куда сходить с ребенком в выходной?»;

семинары-практикумы, тренинги, деловые игры — «Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы края», «Игры в пути» (экология родного края, достопримечательности, «Назови лишнее»;

устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы, «Формирование интереса у детей к речевому творчеству»

педагогические гостиные «Творим вместе!» (поделки из природного и бросового материала, «Мир на кончиках пальцев» (обследование объектов);

встречи с интересными людьми (родителями — работниками важных городских предприятий, заводов, фабрик, представителей различных профессий, ветеранами Великой Отечественной Войны)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Альмушева, Е. Н. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. —

2. Иванова, И. М. Краеведение в детском саду / И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 6-8.

3. Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. —

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста»Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» Цель: Учить детей овладевать техническими умениями: рисовать цветными карандашами. В формировании личности ребенка с ОВЗ, неоценимое значение.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Федотова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 30 декабря 2023 в 12:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД