Папки-передвижки

ОНР. Причины, лечение, профилактика

Татьяна Журавская
ОНР. Причины, лечение, профилактика

Общее недоразвитие речи (ОНР). Причины, лечение, профилактика.

Аннотация.

В данной статье рассматривается определение понятия «общее недоразвитие речи». Обсуждаются причины ОНР. Также рассматривается лечение и профилактика.

Ключевые слова : логопедия, речь, нарушения речи, общее недоразвитие речи.

Публикация «ОНР, Причины, лечение, профилактика» размещена в разделах

Хорошая речь – важное условие полноценного развития детей. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Формирование речи – это сложный процесс. Оно происходит лишь тогда, когда достигнут определённого уровня развития головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша. Для того чтобы ребёнок заговорил, важна речевая среда. Дети имеют богатое речевое окружение: общение со сверстниками и родителями. Но для того, чтобы ребёнок заговорил правильно, родители сами должны говорить грамотно и чётко.

Недоразвитие речи общее – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранённом слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи – это, прежде всего, системное нарушение. То есть нарушены все компоненты речи: лексика, фразовая речь и грамматика, но при этом слух и интеллект остаются в норме. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

ОНР подразделяется на 4 уровня:

1 уровень

— Тихие слова. Ребёнок будто лепечет. В речи используются в основном звукоподражания. Одно слово может обозначать разные предметы или действия. Ребёнок пользуется мимикой и жестами для уточнения.

— Грамматически слова не оформлены.

— Нет чёткой фразы.

2 уровень

— Словарный запас становится больше, но в словах ребёнок делает пропуски слогов, переставляет их местами, часто использует неправильные формы.

— Грубые грамматические ошибки в словах. Между собой слова не связаны.

— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

3 уровень

— Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются названия времен года, обобщающие понятия. Дети заменяют слова близлежащими, например, щенка называют собачонкой.

— В грамматике упрощаются предлоги, а в уменьшительно-ласкательной форме неправильно употребляются суффиксы, при счете ошибаются в окончаниях слов.

— Разговорная фраза больше развернута, но составление рассказа по серии сюжетных картинок или пересказ вызывает затруднение. У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи.

Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление. Для таких детей прекрасно подойдут упражнения на развитие познавательных функций.

4 уровень

— Дети затрудняются повторять слова со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонетического восприятия, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении.

— Словарный запас достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимаю значение слов, встречающихся редко.

— Дети испытывают трудности в логическом становлении событий, пропускают главное и уделяют внимание второстепенным деталям, повторяя сказанное ими ранее.

Все случаи общего недоразвития речи имеют общие симптомы, которые должны насторожить родителей. У детей задерживается начало формирования речи, то есть они начинают говорить свои первые слова в 3 или 4 года. Ребё нка очень трудно понять: в основном понимает его только мать. Малыш делает заметные нарушения как в лексике, так и в грамматике. Из-за того, что пассивный словарь больше, чем активный, ребёнок многое понимает, но мало может сказать.

Причины, приводящие к ОНР, имеют как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним факторам относят сложную беременность – у матери имелись тяжёлые заболевания, происходил резус-конфликт между крупами крови матери и плода или переливание крови; родовые травмы; черепно-мозговая травма в раннем детстве; частые болезни; наследственность. К внешним факторам обычно относят окружение: неблагоприятные отношения в доме, отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями, имеющими проблемы с речью или слухом, няня-иностранка и прочее).

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи выстраивается с учётом уровня развития речи. Так, при ОНР 1 уровня развивают понимание обращённой речи, активизируют самостоятельную речь и речевые процессы (память, внимание, мышление). На 1 уровне не учат правильно оформлять фонетические высказывания, но обращают внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня начинают развивать речевую активность и понимание речи, фразовой речи, лексических и фонетических средств языка. Уточняют звукопроизношение и вызывают отсутствующие звуки.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексическую и грамматическую стороны языка, закрепляют правильное звукопроизношение и восприятие. На этом уровне детей подготавливают к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня дети должны достигнуть возрастной нормы устной речи. Им совершенствуют и закрепляют произносительные умения, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь. Также развивают графо-моторные навыки и навыки чтения и письма.

Дети с 1 и 2 уровнем общего недоразвития речи занимаются в специализированных школах для детей с тяжелыми речевыми заболеваниями, дети с 3 уровнем учатся в коррекционных классах при школе, а дети с 4 уровнем – в обычных классах.

Чтобы избежать развития ОНР у ребёнка мать должна отказаться на время беременности от вредных привычек и тщательно следить за своим здоровьем. Обоим родителям следует не запускать инфекционные заболевания и своевременно лечить их. И самое главное, как можно больше уделять времени детям, не игнорировать их, самостоятельно заниматься их развитием и воспитанием.

Коррекция речи – это упорный труд малыша, его родителей и логопеда. Лечение может затянуться на многие месяцы, поэтому важно начать его своевременно. Делается это в основном в возрасте 3-х или 4-х лет, когда у ребёнка формируются речевые навыки.

Чем вы больше разговариваете с ребёнком, тем больше стимулируете его речевую активность.

Список использованной литературы:

1. Чупров, Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. – М. : Из-во, 2012. – 184 с. ; Репринт РЕМ, 2013.

2. Польшина, М. А., Суслова, Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. - №8 (август). – С. 71-75.

3. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М. : Мир книги, 2008. – 248 с.

4. Кузнецова, Е. Е. Обучение детей с ОНР в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 188–191.

5. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М. : Сфера, 2011.

6. Докутович, В. В., Кыласова, Л. Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения. — Волгоград: Учитель, 2013.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Консультация для педагогов «Хромотерапия, или Лечение цветом» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию «Хромотерапия или лечение цветом». Психолог нашего детского сада не однажды проводила.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация  «Лечение с помощью животных». Часть 2 Как мы уже говорили, что животные играют большую роль в развитии человека. Но сегодня я хочу рассказать вам о том, что иногда животные помогают.

Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии»Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии» Аутизм - довольно распространённая в наше время психологическая дисфункция. Дословно - " Уход в себя". Развитие аутизма в раннем возрасте.

Профилактика гриппа «Лотосы»Профилактика гриппа «Лотосы» Дети большую часть времени проводит в детском садике, поэтому воспитатели должны обеспечить полный комплекс мер, которые помогут избежать.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
ОНР. Причины, лечение, профилактика
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 22:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД