Папки-передвижки

Нетрадиционные техники рисования

Анна Кузнецова
Нетрадиционные техники рисования

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они наблюдают за ним, его изучают.

Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкая моторика, дети учатся думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Но детям с раннего возраста необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги…

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребё нка:

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость,

-пространственной ориентировки на листе бумаги,

-зрительного восприятия;

-внимания и усидчивости;

-мышления;

-наблюдательности,

-эстетического восприятия,

-эмоциональной отзывчивости,

-фантазии,

-памяти,

-самостоятельности.

Каждая из техник– это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

-рисование пальчиками,

- рисование ладошками,

- рисование скомканной бумагой,

-оттиск печатками (втулки бумажные, картофель, дно бутылки, пробки, листьями и т. д. ,

- рисование тычками (жёсткая полусухая кисть,

- рисование ватными палочками,

-пластилинография.

Рисование пальчиками

Материал: мисочки с краской, плотная бумага, салфетки

Способ получения изображения: ребёнок опускает пальцы в мисочку с краской, наносит точки, линии на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой.

(Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.)

Рисование ладошками

(Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой)

Материал: широкие мисочки с краской, кисть, бумага, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку (полностью) в миску с краской и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой рукой. Руки вытираются салфетками.

(Таким образом, можно нарисовать красивых бабочек, осьминогов, рыбок, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.)

Рисовать лучше на плотных листах форма А3, картоне, ватмане, лучше всего специальными пальчиковыми красками, они хорошо отмываются и безопасны для организма (нетоксичны)

Оттиск смятой бумагой

(Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя густоту складок. Важно учесть, что для каждого цвета, используемого в рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить достаточное их количество)

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Правило – не используется вода.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

(Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, разные по форме, цвету, размеру)

Способ получения изображения: берутся листья деревьев (желательно опавшие, они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются красивые пейзажи.

Тычок жесткой полусухой кистью

(Способ получения изображения – опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности)

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверх.

(Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом и т. д.)

Пластилинография

Материал: пластилин, стеки, бумага

Способ получения изображения: пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Маленькие дети с помощью взрослых могут освоить простые приё мы работы с пластилином:

- отщипывать кусочек пластилина от целого куска,

- раскатывать «колбаски» и «шарики»,

- может сплющивать «лепёшки»,

- слеплять детали друг с другом.

Регулярно работая с пластилином, дети осваивают уже более сложные приё мы работы:

соединяют части друг с другом путём примазывания одной части к другой.

Рисование ватными палочками

Материалы: акварель или гуашь, ватные палочки, вода, бумага, карандаш

Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок.

(Очень эффектно смотрятся осенние пейзажи. Изображать листопад, как правило, доставляет большое удовольствие детям.)

Оттиск печатками из картофеля.

(Для этой техники можно использовать разные овощи (картошку, морковку, разрезанную на две половинки; дно, пробки от бутылок; бумажные втулки)

Материалы: бумага, гуашь, печатки

Способ получения изображения: обмакнуть печатку в краску и нанести оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности, помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно, не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Главное! Нельзя забывать, что детям необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Если мы сумеем сохранить и пронести детское восприятие мира через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар, то сможем видеть всю красоту этой жизни, уметь радоваться ей и стремиться создавать её своими руками

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через нетрадиционные формы образовательного.

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.

Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования»Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 летНетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.

Нетрадиционные техники рисования. Граттаж. ФотоотчетНетрадиционные техники рисования. Граттаж. Фотоотчет Доброго всем здоровья, дорогие друзья! Насмотревшись мастер-классов и фотоотчетов, я часто заражаюсь вирусом творческого вдохновения от.

«Осень». Нетрадиционные техники рисования«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.

Осенний лес-нетрадиционные техники рисованияОсенний лес-нетрадиционные техники рисования Такой красивый осенний лес и листопад сможет нарисовать каждый ребёнок. Для этого надо взять два белых листа (лучше А4, так как они потоньше.

Библиотека изображений:

Публикация Нетрадиционные техники рисования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 10 октября 2022 в 15:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД