Лучший педагог года

Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию

Татьяна Сидорова
Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию

Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профес

сию[/b]

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Публикация «Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию» размещена в разделах

Новый воспитатель приходит в дошкольное организацию и сталкивается с трудностями. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.

Таким педагогам сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса они могут начать сомневаться, подходит ли им эта работа. Воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки, могут почувствовать себя «брошенными на произвол судьбы». Чтобы этого не произошло, важно поверить молодому специалисту и помочь.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю? Как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе!

Исправить ситуацию помогает наставничество. Как и почему становятся наставниками?

Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.

Как педагог – наставник может помочь освоиться молодому воспитателю в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.

Чтобы работа была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным плану.

Совместная деятельность наставника и начинающего воспитателя принесет хорошие результаты, если она будет построена в соответствии с мотивациями, сотрудничеством и системностью.

Мотивация

Наставничество должно быть добровольной работой, как со стороны наставника, так и начинающего воспитателя. Она может дать положительный результат, только когда начинающий педагог на самом деле хочет стать хорошим специалистом и овладеть знаниями, умениями и навыками. А наставник желает искренне передать свои знания, умения и навыки молодому педагогу. Результата не будет, если один из педагогов (наставник или начинающий воспитатель) действуют по вынужденным обстоятельствам или по принуждению, то есть без внутренней мотивации.

Сотрудничество

Хороший наставник – это не просто успешный человек. Хороший наставник облает характером, силой воли и желанием помогать развиваться другим людям. Это требует готовности размышлять и делиться собственным опытом, в том числе и негативным. Великие наставники имеют отличные коммуникативные способности, и подтверждают свои слова действиями. Не только наставник, но и его подопечный должен прикладывать определенные усилия к совместному сотрудничеству.

Хороший обучающийся – это тот, кто стремится к успеху, ценит и уважает труд своего наставника, понимает, что ему помогают от чистого сердца.

Взаимоотношения между наставником и подопечным должны строиться на доверии и уважении. Успешное сотрудничество возможно только при активном участии обеих сторон.

Системность

Системность и непрерывность должны быть в развитие и поддержки молодого специалиста.

Результат можно ожидать только при систематической и последовательной работе.

Этапы становления молодого специалиста включают:

• Адаптационный этап (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

• Основной (проектировочный, (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

• Контрольно-оценочный этап (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

1-й этап – адаптационный.

Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе.

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы, но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития).

2-й этап – основной (проектировочный).

Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков нового сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику. Если же теория «хромает», то в план обязательно включать и теоретический аспект. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы. Удобно оформить в виде таблицы.

Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа.

Молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.

На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

3-й этап – контрольно - оценочный.

После проделанной работы педагог-наставник анализирует результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.

Одно из эффективных форм оценивания молодых педагогов, является участие в конкурсном движении, формирующих творческо-деятельностную позицию. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры.

При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

Как понять, что наставничество прошло успешно?

Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в детском саду. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.

В заключение, хочется отметить, что наставничество – это прекрасная возможность предоставить и получить полезный, потенциально изменяющий жизнь опыт как наставнику, так и подопечному. Это один из самых важных инструментов, с помощью которого человек может улучшить свою личную и профессиональную жизнь, который, безусловно, требует целеустремленности, времени, терпения. Однако стоит проявить усердие и плодотворно поработать, – отличный результат точно не заставит ждать.

Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Фотоотчет «Я профессию выбираю»Фотоотчет «Я профессию выбираю» В сентябре ребята нашей группы и их родители поехали в Кидбург - город профессий. Конечно дети были в восторге и примерили на себе множество.

Картотека утренних кругов. Минутки вхождения в день «Минутки вхождения в день» Цели: · Способствовать психическому и личностному росту ребенка; · Помогать детям адаптироваться к условиям детского.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Минутки вхождения в день в детском саду Минутки вхождения в день в детском саду Большое количество детей дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, именно поэтому.

Эссе воспитателя ДОО «Почему я выбрала эту профессию?»Эссе воспитателя ДОО «Почему я выбрала эту профессию?» В этом году участвовала дистанционно в конкурсе «Лучший воспитатель ДОО». Требования: написать эссе «Почему я выбрала эту профессию?». Затем.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога» Проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»Выпускная аттестационная работа по курсам профессиональной переподготовки.

Эссе «Почему я выбрала профессию-воспитатель!» «… Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» В. А. Сухомлинский «Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым.

Библиотека изображений:

Публикация Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Сидорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 12:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД