Получи документы

Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Алена Левашова
Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Статья на тему:

«Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста»

Воспитатель :Левашова Алена Николаевна

Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина экологическое воспитание", широко был распространен термин "экологическое просвещение". Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Публикация «Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе и исследовательской деятельности.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней. Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем.

Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана исследованиями П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой и др. [16]. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядности.

Дальнейшее отношение к природе будет зависеть не только от того как дети понимают влияние природы на жизнь человека, но и от понимания значения природы в жизни человека и от того как развиты и воспитаны эстетические и нравственные отношения к объектам природы.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи со средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Эффективность экологического образования и воспитания зависит от уровня развития познавательной активности детей. Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.

Исходным звеном экологического воспитания дошкольников является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы: многообразие живых видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.

Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек. Формирование представлений о жизненной сущности растений, животных и человека помогает раскрыть дошкольнику идею единства всего живого, что существенно меняет отношение ребенка к живым существам.

В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному». Не стоит забывать, что дошкольникам свойственно неустойчивое внимание, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому к одной и той же теме можно возвращаться в течении года еще не раз, отражая ее в разных видах продуктивной деятельности играх и игровых ситуациях, что способствует развитию внимания и длительному сохранения интереса.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, организация опытно-экспериментальной деятельности детей, приобщение детей к регулярному труду.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей - кукуруза» Цель: расширить знания и представления.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени - хоста Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осень листопадная, самая нарядная»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осень листопадная, самая нарядная» Цель: продолжить знакомство с деревьями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью. Задачи: Образовательные:.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой» Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 января 2020 в 19:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД