Папки-передвижки

Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников

Ширинкина
Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников

Ширинкина Татьяна Николаевна.,

студентка ГАПОУ СО «Ревдинского педагогического колледжа.

Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьник

ов. [/i]

Аннотац

ия:[/b]

Публикация «Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников» размещена в разделах

Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Именно в младшем школьном возрасте экологическое воспитание очень важно и зависит от нравственного выбора, от развития мышления. Важно создать детям такие условия, при которых экология будет их интересовать и увлекать. Важно сформировать готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой, учитывая особенности развития.

Ключевые слова: экология, воспитание, мышление, дети, учащиеся.

Экскурсия является одним из организованных видов детской деятельности, в процессе которой воспитывается и повышается интерес к природе, исследуемому объекту и формируется эстетическое отношение к природе.

Младший школьник начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в собственном мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к находящемуся вокруг.

Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию у ребенка прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.

Проблема формирования и развития экологических представлений, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных.

В Концепции учебного предмета «Человек и мир» подчёркивается, что «учебный материал по предмету «Человек и мир» распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучения природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию таких ведущих экологических представлений, как «природа», «живая природа», «неживая природа», «растения» и т. д., для получения элементов экологических знаний.

В ходе работы по формированию экологических представлений решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.

Начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой положили работы, связанные с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы.

Начальная школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.

Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему это с раннего детства.

Чтобы воспитать все эти чувства в детях, необходимо использовать различные методы и формы работы в этом направлении. Одна из ведущих форм экологического образования детей - природоведческие экскурсии.

Экскурсии необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их собственной обстановке. Сюда относятся, например, изучение деревьев, кустарников, трав леса, зимующих птиц, весенних раннецветущих растений и т. д.

Высоко оценивала экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование - сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: вспоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности.

Разносторонний мир природы пробуждает у школьников любопытство, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечает B. А. Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли». Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости.

Поэтому педагоги, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию.

Таким образом, требования к экологическому образованию и воспитанию

младших школьников, реализуемые в современных школах приобретают все

большую значимость. Эти требования описаны в трудах, как педагогов прошлых веков, так и педагогов-новаторов, как в сочинениях зарубежных

ученых, так и отечественных писателей. Так же они содержатся в нормативных

документах, программах и законах об образовании. С течением времени данные

документы совершенствуются, изменяются, приобретают новые положения,

связанные с экологизацией образовательного пространства, но прежним

остается та база и принципы, на которой построены данные законы.

Основы экологической культуры, как и любой другой закладываются в

раннем возрасте. И именно в начальной школе необходимо уделять особое

внимание формированию у детей понятий и навыков бережного отношения к

природе, к себе и к другим членам общества.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии.

Литерату

ра:[/b]

1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. М. : Издательский центр «Академия», 2003 94 с.

2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 480 с.

3. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. М. : Педагогика, 2001 266 с.

4. Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников. //Начальная школа. 2009 №5. 131 с.

5. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/05/programma-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-kultury-zdorovogo (Дата обращения 14.02.2022).

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:

Публикация Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ширинкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников
Опубликовано: 12 марта 2022 в 10:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД