Получи документы

Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества

Юлия Иванова
Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества

Одной из актуальных проблем в настоящее время, является проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; она также направлена на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение воспитателя с родителями.

Публикация «Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества» размещена в разделах

Каждый ребёнок на определённом отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. Интересно отметить, что детское рисование в своём развитии проходит несколько определённых общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т. п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.

Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям.

Как бы ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его художественную деятельность, а все технические навыки, все знания о средствах выразительности – приобретаться в процессе радостного и добровольного оформления своих замыслов. Своевременное и полноценное развитие ребёнка может происходить только на основе совместных действий со взрослыми, которые должны пробудить творческую активность ребёнка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов.

Содержание, организация, и методика процесса взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников включает:

1. Единство в работе воспитателя и семьи по воспитанию детей;

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и свих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;

3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;

4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Воспитатель повседневно помогает родителям в воспитании детей;

5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

6. Использование разнообразных форм работы воспитателя с семьей в их взаимосвязи : ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; собрания, конференции, родительские всеобучи, наглядные формы пропаганды;

7. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и воспитателем;

8. Систематическую плановую связь воспитателя с родителями в процессе развития изобразительного творчества в течении всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста:

- изобразительное творчество дошкольников, преодолевая путь своего развития, проходит 4 стадии.

- рисование детей дошкольного возраста играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики.

- детский рисунок чётко отражает развитие зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка.

Процесс взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества дошкольника имеет следующее значение:

1. Способствует постоянному накапливанию эстетических впечатлений.

2. Сообща решают задачи по развитию художественного восприятия детей.

3. Пробуждают творческую активность ребёнка и помогают ему реализовать её при создании тех или иных образов.

4. Помогают сохранить интерес к изобразительной деятельности, проникнуть к освоению новой художественной техники, управлению различным инструментарием, добиваться желаемого результата и получение удовольствия от занятий.

Таким образом, зная особенности развития изобразительного творчества дошкольников, и понимая влияние семьи на этот процесс можно сделать вывод, что уровень изобразительного творчества детей зависит от степени сформированности у них интереса к изобразительной деятельности, от овладения детьми техническими приемами изображения и от активного участия членов семьи в творчестве ребёнка.

Организация взаимодействия воспитателя и семьи в практике работы ДОУ

На первом этапе изучалась проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника в психолого-педагогической литературе; рассмотрены особенности развития изобразительного творчества дошкольников; изучены методики обучения детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества. Подобраны методы, формы, средства организации процесса взаимодействия воспитателей и родителей в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.

На следующем этапе проведена диагностика развития изобразительного творчества, анкетирование среди родителей с целью дальнейшего построения совместной работы по развитию изобразительного творчества детей «Что рисует Ваш ребёнок». Проанализировав результаты, разработана и проведена методика организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи в изобразительном творчестве дошкольников.

На следующем этапе проведен контрольный срез диагностики уровня развития изобразительного творчества дошкольников. Сформулированы выводы.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

1. Схема анализа процесса и продуктов деятельности, разработанная Комаровой Т. С. и Карзиной Г. И.

Цель анализа процесса и продуктов изобразительной деятельности дошкольников – диагностика уровня эстетического развития ребёнка.

В качестве диагностики эстетического развития дошкольника используются детские рисунки.

Для более глубокого и основательного анализа уровня развития изобразительной деятельности Комарова Т. С. и Карзина Г. И. выделяют следующие критерии (показатели).

Для анализа продуктов деятельности – содержание изображения, передача формы, строения предмета, передачи пропорций предмета в изображении, композиция (расположение на листе и отношения по величине разных изображений, передача движений, цвет (цветовое решение изображения и разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения).

Для анализа процесса деятельности в схеме анализа выделены следующие показатели: ручная умелость (характер линии, нажим, раскрашивание, регуляция силы нажима и размаха, регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого, оценка ребёнком созданного им изображения, эмоциональное отношение к предложенному заданию, к процессу и продукту собственной деятельности, уровень самостоятельности, творчество (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла).

2. Методика обследования «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Ребенку дается лист бумаги, большой выбор художественных материалов и предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.

Анализируя данные этого изучения можно сделать вывод, что у многих детей отсутствует интерес к изобразительной деятельности и поэтому на данном этапе встает вопрос, об установлении контакта с семьями, изучения интересов семьи, необходимости повышения уровня компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольника, о привлечении родителей к совместной деятельности, для того, чтобы повысить уровень изобразительного творчества у детей. Для этого необходимо разработать методику взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника и используя все средства при работе с детьми можно добиться лучшего результата.

Организуя работу по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника нами была разработана методика. На начальном этапе работы нами была предложена анкета для родителей с целью изучения компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольников.

Затем мы организовали выставку работ, которые оформили в стенгазету «Что я умею и могу рисовать» с целью привлечения детей к оформлению групповых помещений и развития интереса у родителей к изобразительному творчеству детей. Яркий, красочно оформленный, в доступной и интересной форме стенд привлёк внимание всех без исключения родителей.

Распахнувшая в детском саду свои двери «Семейная гостиная» познакомила родителей с планом совместной работы на предстоящий период и рекомендациями для родителей, проведенными воспитателем по изобразительной деятельности. В результате этой работы сформировалась группа родителей, желающих продолжить подобные встречи. Так появилась новая форма взаимодействия с родителями, задачей которой стала помощь родителям в осознании своего собственного опыта.

Более активных родителей стали привлекать к участию в выставке «Разноцветный вернисаж», где располагались работы родителей и их детей, а иногда и результаты их совместного творчества.

Воплощением творческих способностей, с использованием своих знаний о подводном мире стало создание совместно с родителями игры «Поймай рыбку».

Дети на занятиях в детском саду рисовали рыбок, стекла аквариума, водоросли, подводное царство, вырезали, обклеивали коробку, вместе с родителями в домашних условиях делали удочки с магнитами. Детям очень хотелось довести начатое дело до конца, они привлекли родителей и завершили игру.

Используя семейный материал, стали устраивать выставки-передвижки с произведениями декоративно-прикладного искусства «Каслинское кружево», «Гжель», «Златоустовская гравюра» и т. д.

Следующим этапом совместного творчества было создание «Голубой книги сказок». Сначала дети на занятиях по изобразительной деятельности рисовали виньетки к этой книге, а затем совместно с родителями составляли и записывали сказку, продумывали детали, использовали накопившийся опыт, знания об окружающем.

Результатом совместного творчества стала игра «Выставка-продажа перчаток». Дети с помощью родителей должны были обвести свои руки, вырезать нарисованные ладошки и раскрасить их. Затем воспитатель оформила эти труды в игру, и дети с удовольствием играли в нее. Каждый гордился своим трудом.

Не забыли мы также о существовании родительского «Всеобуча». Материалы консультаций для родителей можно было прочитать в доступное время утром или вечером, а также познакомиться с ними дома. Семья должна знать и уметь помочь ребёнку, чтобы заинтересовать его этой деятельностью, проявить родительский интерес к ней. Наряду с консультациями в заочной школе родителей нами был организован и проведён на базе дошкольного учреждения практический семинар «Различные техники изображения для развития у детей воображения». Мы поставили задачу – познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью проявления интереса к изобразительной деятельности детей. Обучая и заинтересовывая родителей, мы вовлекали в этот процесс незаметно детей. Дети обучались у нас, таким образом, не только в дошкольном учреждении, но и приносили новые ростки творчества из семьи.

Благодаря привлечению родителей к совместной творческой деятельности, в группе было создано много творческих альбомов, газет. Таким образом, пополнялась развивающая среда группы. А самое главное, мы получаем от этих совместных работ – радость ребёнка, его неповторимое чувство гордости за свою семью. У ребёнка появился интерес и желание к дальнейшей творческой деятельности. Задача взрослых – не приглушить, а стимулировать и развить творческий потенциал ребёнка.

Привлекая родителей к жизни детского сада, мы организовали выезд детей и родителей в городской краеведческий музей на выставку работ местного художника. Ведь родителям порой бывает так трудно выделить немного времени для ребёнка и сходить полюбоваться произведениями искусства, показать красоту и неповторимость авторских работ.

Накануне праздника 8 Марта мы разработали и провели конкурс «Научи меня мама».

Семьи поделились опытом воспитания творческих способностей и эстетического восприятия у своих детей. Они рассказали родителям, как в семье строится работа по воспитанию детей, какие условия создаются для развития творческих способностей. Было предложено родителям бережно относиться к работам, выполненным ребёнком, в детской комнате выделить место для демонстрации его достижений, где будут храниться его работы.

Завершая наш эксперимент по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников мы провели «Семейный Мастер-класс», где поделились опытом семейного воспитания.

Опосредованное воздействие на детей через их главных воспитателей – родителей – дало свои результаты. Чувствовалось, как знания родителей используются на практике, в семейном воспитании. Навыки взаимодействия складывались в определённой последовательности. Главное в работе педагога, а особенно в действиях родителей – воспитывать детей личным примером.

Привлекая родителей к жизни детского сада, создавая условия для совместных действий детей и родителей, мы получили результат работы по развитию изобразительного творчества дошкольника.

Завершая работу по организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи мы провели итоговую диагностику развития изобразительного творчества детей средней группы.

Оценивая результаты диагностики можно сделать вывод, что в нашей работе по организации взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника наблюдается динамика роста этого развития.

По результатам диагностики изобразительного творчества дошкольника до и после проведения работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества выявлено, что значительно снизился низкий уровень и увеличилось число детей со средним и высоким уровнем развития изобразительного творчества. Какими бы ни были виды, формы, способы развития изобразительного творчества дошкольника, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества» Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества» Ваш малыш изводит горы бумаги! На этом листочке домик, и на следующем.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Уголок изобразительного творчества своими руками.Уголок изобразительного творчества своими руками. Уголок изобразительного творчества «Страна творчества»- созданный для детей четвёртого года жизни своими руками. Одними из основных задач.

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности.

Библиотека изображений:

Публикация Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества
Опубликовано: 18 августа 2020 в 00:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД