Лучший педагог года

Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности

Новикова Наталия
Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности

Новикова Наталия Анатольевна - педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДТДиМ»

Статья на тему: «Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности».

Аннотация

В данной статье рассматриваются методы, приемы и эффективные современные технологии как средство развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности.

Публикация «Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что общество нуждается в людях, способных нестандартно подходить к любым изменениям, креативно и качественно решать существующие проблемы, а, следовательно, необходимо подготовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, метод игры, мозговой штурм, метод аналогий (синектика).

Традиционное обучение не в полной мере направлено на приобретение опыта творческой деятельности, что не позволяет человеку в будущем эффективно решать личные и профессиональные проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для развития творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования.

Креативность (от лат «сreation» созидание) – это творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.

Креативное мышление – это умение человека использовать свое воображение и гибкость для совершенствования идей и быстрого поиска решений задач, с которыми он не сталкивался раньше.

«Изобразительная деятельность» формирует и помогает творческому развитию личности как нельзя лучше, ведь каждый урок – это творчество, где ребенок свободен в проявлении самовыражения и это оказывает благотворное влияние на развитие ребенка в целом. Систематические занятия искусством способствует развитию наглядно-образного, интуитивного, пространственного, логического, абстрактного мышления, творческого воображения и фантазии. Эти качества являются условием для развития креативного ребенка. Перед преподавателем стоит задача – эффективно «вплести» в содержание курса по «изобразительной деятельности» методы и приемы, которые направлены на развитие креативного мышления.

На своих занятиях я применяю следующие методы и приемы:

Метод игры - игры помогают детям развивать социальные навыки и учат их правильно взаимодействовать с другими людьми. В играх дети примеряют разные роли, учатся взаимодействовать друг с другом.

Мозговой штурм — проблема выносится на общее обсуждение в группе. Каждый высказывает своё решение, в том числе и самое неожиданное. В ходе обсуждений, находим коллегиальное решение, обосновать правильность которого может любой из группы.

Метод аналогий (синектика) — поиск отличий и сходств между объектами, включая себя в качестве того ли иного объекта.

Использование нетрадиционных техник рисования таких как: монотипия, кляксография, пластилинография, рисование мыльными пузырями, так же дает возможность для развития творческой фантазии ребенка.

Формирование креативности происходит в процессе практической деятельности, направленной на поиск идей.

На занятиях по изобразительной деятельности я даю творческие задания по формированию креативного мышления, например: «Страна Геометрия». Ребята создают жителей этой страны, используя геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Стоит включить фантазию и можно бесконечно, добавляя ту или иную фигуру, совершенствовать жителя страны, наделяя его всевозможным мастерством! Вдруг, у квадратного человека, руки стали длиннее, с помощью разложения на треугольники, и он переместился с одного края листа на другой в один скачёк!

Ребята очень любят пластилинографию. Начинаем знакомство с простой прямой пластилинографией, На первом занятии лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Эту технику способны освоить дети даже дошкольного возраста — для этого отлично подходит простой рисунок, без мелких деталей. В старшем возрасте, дети создают более сложные композиции. Вначале, на плотном листе, делается набросок, который заполняется пластилином. Здесь можно отлично «поиграть» с оттенками и цветом, смешивая и размазывая пластилин. Наслаивая друг на друга, пластилин производит эффект мазков масляной краской.

А как интересно дорисовывать картины друг друга, с последующим обсуждением! А нарисовать фантастическое животное, объединив несколько частей от разных животных в одном, а можно и придумать своё животное, дать ему имя. Каждый должен принимать участие в обсуждении и предлагать свои варианты.

В процессе систематического использования на занятиях по изобразительной деятельности приемов по развитию креативного мышления у детей развивается гибкость и активность восприятия действительности, её преобразование и совершенствование. Это ведет к успеху ребенка, ведь креативное мышление является необходимым условием для любой деятельности человека и способствует развитию ребенка в целом.

Используемая литература:

1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству : 1-4 кл. – М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с. : ил. – (Б-ка учителя начальной школы).

2. Белозерских Г. М. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа. - 1994. - №11.

3. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. - 1998. № 10

4. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.

5. 30 упражнений для развития креативного

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Фотоотчет коллективной работы с детьми средней группы на занятиях по изобразительной деятельностиФотоотчет коллективной работы с детьми средней группы на занятиях по изобразительной деятельности Фотоотчет коллективной работы с детьми средней группы на занятиях по изобразительной деятельности Выполнила: Митюшкина Светлана Александровна,.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Фотоотчет «Использование геометрических фигур на занятиях по изобразительной деятельности в средней группе»Фотоотчет «Использование геометрических фигур на занятиях по изобразительной деятельности в средней группе» Тема будущего проекта была выбрана на детском совете детьми и воспитателем средней группы. При обсуждении 3-х вопросов, дети предложили.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер-класс «Снегирь». Объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детейМастер-класс «Снегирь». Объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детей Мастер класс «Снегирь» объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детей. Данный мастер.

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Конспект занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Падают, падают, желтые листья» в группе раннего развитияКонспект занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Падают, падают, желтые листья» в группе раннего развития Цель: -Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе; -Знакомить с такими явлениями природы,как листопад; -Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 12:37
+140Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Новикова Наталия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД